Альтернативный День России
В истории России есть день, который куда более подходит для праздника, нежели невнятное 12 июня. Его можно было бы отпраздновать сегодня
Что ни говори, но хоть всем и ясно, что стране нужен свой национальный праздник, а всё же День России 12 июня не удовлетворяет практически никого. Патриотов - потому что это за праздник, когда Россия объявила независимость от самой себя. Патриотов советских - потому что тем объявлением было положено начало физическому развалу СССР. Людей неполитичных - потому что они вовсе не понимают, что праздновать: России-то больше тысячи лет, а тут откуда-то свалилось 12 июня. Не связанное ни с чем замечательным и гордым, а только с тем, что в этот день в 1990 году, словно для отдельной красоты даты, выбрали первого президента РФ. С такой славой его, с которой и прав на управление автомобилем нельзя выдавать, не то что - страною…
А между тем есть в истории страны дата, которая способна удовлетворить и примирить всех. Патриотов - потому что это был день подвига, сравнимый сегодня с захватом Вашингтона силами стрелкового полка. Советских - потому что никто в этот день не отменял советской власти. Православное большинство - потому что по результатам этого дня состоялось первое крещение Руси. И даже либералов - потому что тогдашний "Вашингтон" от тогдашнего "полка" всё же отбился…
И даже особенно с календарём мудрить не надо, ибо дата эта - 18 июня.
Именно в этот день, между 8 и 9 часами вечера, 1157 лет назад на траверзе Константинополя показались русские корабли…
Появляются - это слишком медленно для русов…
Русы сваливаются в историю, словно кот с балкона, - сваливаются и приземляются сразу на четыре ноги. Только что их не было - и вдруг!
В это время народ норманнов… осмелился приблизиться к Константинополю. …Они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое множество народу, и так с триумфом возвратились восвояси. <…>
В это время запятнанный убийством более чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уже совершал набеги на находящиеся вблизи Византия (т.е. Константинополя) острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. <…>
…Набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой - правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом…
Сам тогдашний патриарх Константинопольский Фотий, свидетель и участник событий - с ромейской стороны, естественно, - описывал происшедшее следующим образом:
"О, как же все тогда расстроилось, и город едва, так сказать, не был поднят на копьё! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело - пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия… Город не взят по их милости и присоединённое к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения".
Словом, сверкают мечи, летят корабли, непоколебимый дотоле Константинополь отшатывается в ужасе… А на месте этнической и географической бесформицы от Балтики до Волжской Булгарии появляется громадное государство. Площадью с хорошую Францию. Второй посверк мечей - и к первой Франции от Ладоги до Оки присоединяется вторая. От Смоленска до Чёрного моря.
За двадцать лет никому неизвестные, названные в ещё дрожащем от их яростного набега Константинополе "народом незнаемым, народом неименитым", - эти неизвестные русы не только захватили территорию размером в целую Европу. Они создали здесь могущественное государство, без перерывов и потери суверенитета существующее вот уже более 1150 лет!
Тем страннее выглядит дата 12 июня, в которую по умолчанию празднуется принятие в 1990 году первым Съездом народных депутатов РСФСР - Декларации о государственном суверенитете страны.
От чего именно суверенитет установили? От той же России, только в инкарнации Советского Союза? Вот этот вопрос, собственно, и отравляет национальный праздник современной России. Сколь ни будь он уже стар и даже уже риторичен, но убедительного ответа на него нет. И вместо чистой радости по поводу Дня рождения страны выходит радость с чревоточиной: кто же в здравом уме и трезвой памяти признает, что Россия родилась только-только, решением каких-то депутатов, которых и не помнит-то уже никто? Это что же - и Суворов с Кутузовым уже не наши, и Пушкин с Ломоносовым, и Пётр Первый с Александром Невским?
Нет, говорят - наши. Они - наши, а страна - новая? Как так бывает?
Так, может, действительно вернуться к самому началу - к тому самому дню 18 июня 860 года? Тогда уж точно все наши останутся - наши.
Иллюстрации к произведеню А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Художник Виктор Михайлович Васнецов. Фотохроника ТАСС
Преодоление крови
Конечно же, зафиксированная в источниках жестокость завоевателей отвращает современного человека, особенно действительно сильно склонного под влиянием тысячелетнего Православия к милосердию и состраданию нормального русского. Но не забудем, что каждому времени - свои нравы. А уж в 860 году были русы ещё лютыми язычниками, и Церковь рассматривали лишь с точки зрения утилитарной - ободрать золото с икон, затребовать выкуп за пленённых священников и не далее.
Тем больше контраст с тем, что произошло позже…
Тот же Фотий всего семь лет спустя после нападения русов на Константинополь в своём послании восточным патриархам говорит следующее:
"…Даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,.. поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере... что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды".
В византийском "Жизнеописании императора Василия" середины X века этот факт подтверждается. В нём приводится сообщение о направлении в 70-х годах IX века на Русь греческого архиепископа патриархом Игнатием. Причём архиепископ тот, "явившись в их страну, стал любезен народу".
Кто же крестил ту, первую Русь? Царьград уже рассказывал об этом - скорее всего этим крестителем был Константан-Кирилл Философ, создатель славянской азбуки, родоначальник славянской письменности.
Вот как это было. В Константинополь пришёл странный, на первый взгляд, призыв. Его сделало некое посольство "от хазар", которые хотели найти правую религию: "Мы исперва Бога знаем и кланяемся ему на Восток. Но, держась стыдных обычаев, иудеи привлекают нас в свою веру, а сарацины с своей стороны, предлагая нам мир и дары, уверяют нас, что их вера наилучшая. Живя с вами - греками, в мире и дружбе, зная, что вы великий народ и царство от Бога держите, обращаемся к вам и просим вашего совета. Пошлите нам мужа книжного. И если вы переспорите иудеев и сарацин, мы примем вашу веру".
Очевидно, что от хазар подобного воззвания быть не могло: тогда иудаизм был уже государственной религией, и искать под нею другую, да ещё при этом выслушивать предложения предельно враждебных Хазарии арабов-мусульман - это, конечно, чистая государственная измена. Не говоря уже об обращении к византийскому императору - по тогдашним канонам он мог принять его, да отреагировать отправкой посольства только от равного или неравного, но стратегически важного. Так не каган же Хазарский послал письмо с мольбой дать ему истинную веру?
Нет, конечно. А вот некий вассальный ему народ, причём стратегически важный для греков - вполне. И по косвенным, но зато из разных источников, данным мы можем предположить, что этим вассальным народом были именно русы. И именно их Константин "при содействии Искупителя всех Бога, проповедью и убедительностью своего красноречия отвратил от заблуждений всех тех, кого пленило неправоверие как сарацин, так и иудеев. Утверждённые в кафолической вере и наставленные, они с великой радостью благодарили Всемогущего Бога и Его служителя Константина Философа".
Вкупе с известием из окружного послания Фотия это крещение можно считать фактом.
Что же было дальше? Дальше была… история. Какая она есть. Мы не знаем, что случилось после первого крещения русов, почему вновь вернулось язычество. Но мы документально, из сохранившихся договоров, знаем, что Русь снова ходила на Константинополь, снова воевала с ромеями. Вот только в договорах тех отражается и явное знакомство русской верхушки с христианством, и признание его. Мы видим, что далее уже часть руси клянётся Христом в верности договорам. На Руси ставятся церкви, крестится великая княгиня Ольга.
Да, разрушаются тоже, и сын Ольги Святослав предпочёл остаться язычником. Но влияние христианства на умы было уже необоримо. И сын Святослава - Владимир крестил Русь окончательно.
Беда лишь в том, что всё это было до 12 июня 1990 года. И формально получается, что всё оно, как уже сказано, - не наше. Не наше - наше. И преодолеть этот несчастный парадокс в рамках нынешнего праздничного календаря невозможно.
А, впрочем, почему? Событие сего дня 860 года даёт для этого все возможности…
Читайте также: