Американцы покупают страны ОДКБ. Первый – Казахстан
Американской агентуре теперь трудно работать в России – практически все легальные возможности для этого перекрыты. Однако опасность, которую представляют для Государства Российского созданные в США агентства, далеко не ликвидирована. То, чего нельзя делать в России, по-прежнему можно в Казахстане, в Киргизии, далее везде. Самое крупное и самое опасное, а также и самое известное из этих агентств – USAID, Агентство США по международному развитию.
Специальная военная операция на Украине заставила нас забыть о множестве важных событий. Говоря по чести, мы уже плохо помним даже о том, что происходило в январе 2022 года – если, конечно, эти темы не имеют прямого отношения к защите Донбасса, развёртыванию войск НАТО и т.п. Между тем СВО на Украине – безусловно, важнейший на сегодня, но всего лишь эпизод в глобальном противостоянии с объединённым Западом, которое вынуждена вести Россия. Войну против нас развернули во всех возможных сферах – на огромном пространстве, большем даже, чем протяжённость наших границ.
Это к тому, что интересы России сосредоточены не только на западе, но и на юге, и на востоке. Важно не только происходящее на Украине, но и на пространстве других бывших республик Советского Союза – например, государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Проверка сил в Казахстане
Важно, например, помнить, как в январе 2022 года – сегодня кажется, что это было невыносимо давно, поистине в прошлой жизни, "до войны" – государства Организации Договора о коллективной безопасности приняли решение о введении войск в Казахстан. С просьбой о помощи к союзникам тогда обратился президент Касым-Жомарт Токаев в связи с попыткой государственного переворота в стране.
Теперь эти события в среднеазиатской республике вспоминают как "кровавый январь". Протесты начались после повышения цен на газомоторное топливо, почти мгновенно охватили многие крупные города, включая Алма-Ату. 4–5 января начались, как это принято вежливо называть, массовые беспорядки. В Алма-Ате власти полностью потеряли контроль над городом. Чрезвычайное положение, объявленное из Нур-Султана – столицы, которая сейчас снова называется Астана – проблемы не решило. Легитимным властям пришлось звать на помощь – и она пришла. 6 января началась операция войск ОДКБ, 7 января было объявлено о том, что порядок в стране в целом восстановлен.
Примерно тогда же власти Казахстана определились с официальной версией происшедшего – попытка переворота и кровавый бунт были устроены "боевиками, прибывшими из-за пределов страны". Но вот вопрос: кто именно был заинтересован в том, что произошло в казахских городах, и почему иностранная агентура активизировалась именно зимой 2022 года? Почему не раньше и не позже?
Центральная Азия как направление главного удара
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить об организации настолько мощной и работавшей на всем пространстве бывшего СССР настолько долго и открыто, что она стала буквально символом американского влияния – USAID, Агентство США по международному развитию.
Говоря о подрывной деятельности агентов Госдепартамента CША, у нас обычно вспоминают об их роли в организации Майдана – государственного переворота 2014 года, после которого Украина стала "Анти-Россией". Но то, что лежит на поверхности, не обязательно самое главное и интересное.
А интересное, например, следующее.
Межгосударственное соглашение о работе USAID в России было расторгнуто нашей страной ещё в 2011 году. Министр иностранных дел РФ тогда официально обвинил USAID во вмешательстве во внутренние дела России, отметив, что договор, заключённый ещё в 1992-м, был дискриминационным и что "американское агентство было неразборчиво в выборе партнёров". Деятельность USAID в России официально прекращена в 2012 году. Правда, даже через пять лет профессиональные наблюдатели фиксировали активность USAID в нашей стране. Особенно интересно, что тогда, по сообщениям источников Царьграда, "львиную долю всех расходов USAID в России забрал проект по налаживанию связей с сообществами в Центральной Азии".
Ещё раз повторим, это крайне важно. Лишённые возможности работать в России, вытесняемые из нашей страны американские агенты сосредоточили свои усилия не на деятельности "в пользу Украины" и даже не на "продвижении новых медиа и объединений СМИ в России" и программе "Российские независимые печатные медиа" – все это значилось и значится в планах USAID, но было второстепенным. Да, продолжение создания подрывных СМИ и журналистских сообществ осталось на втором месте. А на первом месте – в России! – для американской агентуры были связи с сообществами Центральной Азии.
Почему? Очевидно, потому, что хотели расшатать ситуацию в Центральной Азии, сделать азиатские государства ОДКБ врагами России – частично по образцу Украины, частично используя местные особенности и возможности.
Они почти не скрываются
Деятельность USAID интересна тем, что, если следить за ней с минимальным вниманием, совершенно очевидно, на что она направлена. Попросту – на что тратятся деньги. Вот и в Казахстане в 2021 году было хорошо известно, что Госдепартамент США выделяет 1,5 миллиона долларов "на продвижение прав человека и поддержку развития демократии". Продвижение включало два грантовых проекта – один "предусматривал поддержку проектов, нацеленных на продвижение правозащитных реформ". Второй – программа Бюро по вопросам демократии, прав человека и трудовых отношений Государственного департамента – финансировал деятельность, направленную на "защиту свободы собраний (то есть право проводить митинги, демонстрации, пикеты и др.) в Казахстане".
Это была только часть инвестиций. По данным Russia Today, c 2020-го на "мягкую силу" в Казахстане США потратили примерно 9,14 миллиона долларов.
Ретроспективно хочется воскликнуть: они же почти не скрывались! И так оно, на самом деле, и есть. Вот вам гранты на защиту свободы собраний – а вот вам "правозащитная деятельность" на улицах и площадях и свобода бунтов с требованиями свержения законной власти.
Президент Казахстана Токаев тоже не питал иллюзий по этому поводу.
Пособническую и подстрекательскую роль в нарушениях правопорядка играют так называемые свободные средства массовой информации и "забугорные" деятели, далёкие от коренных интересов нашего многонационального народа. Все эти безответственные демагоги стали соучастниками развязывания трагедии в Казахстане,
– сказал лидер республики 7 января.
Продвижение демократии и подготовка революций
Теперь как-то неловко переспрашивать, почему же всё случилось именно в январе 2022-го? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что произошло почти сразу после казахских бунтов, 24 февраля. Несомненно, организаторы попытки государственного переворота в Казахстане не просто принимали во внимание эскалацию напряжённости на украинском направлении, требования, которые Россия предъявляла НАТО. Наверное, они рассчитывали на изменение позиции Казахстана в отношениях с Москвой после "революции".
Нет, разумеется, никто и никогда не доказал связь между деятельностью американской агентуры и бунтами. То есть не доказал в тех странах, где бунты (пока?) не привели к успеху – на Украине помощь американцев теперь никто и не думает скрывать.
Тем не менее очень любопытно, что в Казахстане – стране-союзнике России по ОДКБ и ЕАЭС – деятельность USAID до сих пор отнюдь не остановлена. В отличие от России, здесь по-прежнему говорят об официальном сотрудничестве с американским агентством, "продвигающим демократию". На сайте USAID можно прочесть, что "при поддержке USAID Казахстан создал сообщество организаций гражданского общества" и "USAID поддерживает усилия правительства Казахстана по диверсификации экономики и расширению региональных деловых и торговых связей". А также о том, что "с 1992 года американский народ через USAID инвестировал в Казахстан более 700 миллионов долларов".
Следует принять во внимание, что, по мнению экспертов, в ближайшее время объёмы финансирования различных грантовых программ США в сфере продвижения демократии могут вырасти. Республиканцы при Трампе пытались экономить деньги американских налогоплательщиков, в том числе сокращая активность USAID в "странах развивающейся демократии". Демократы у власти в США, наоборот, заявляют, что "продвижение демократии и либеральных ценностей за пределами Америки станет одним из главных приоритетов внешней политики".
Речь идёт отнюдь не только о Казахстане. Вспомним, что уже после остановки деятельности USAID в России львиная доля его средств уходила на связи с сообществами Центральной Азии. Активность американской агентуры растёт и, по-видимому, в ближайшее время будет усиливаться в Киргизии и Узбекистане. В обеих этих странах активно внедряются проекты "развития гражданского общества". Эксперты USAID заявляют, например, что Киргизия
является единственной страной на постсоветском пространстве со свободно избранной парламентской демократией. В целях поддержания долгосрочной стабильности и процветания США уделяют особое внимание вопросам консолидации, поддержки и укрепления демократических достижений страны.
В числе демократических достижений Киргизии, как всем хорошо известно, несколько государственных переворотов. "Тюльпановая революция" в 2005 году, свергнувшая президента Акаева, "Апрельская революция" 2010 года против президента Бакиева, "Третья революция" в октябре 2020 года против президента Жээнбекова. Отличный, в самом деле, пример консолидации и укрепления демократии. Опыт, который, надо полагать, на американские деньги нужно использовать в будущем – вплоть до того момента, как Киргизию удастся оторвать от России.
Что с того?
Наше внимание сосредоточено на событиях на фронте и на мобилизации русского народа. Всё для фронта, всё для победы, говорим мы – и это совершенно правильно. Но Россия граничит не только с Украиной. Не обращать внимания на страны Центральной Азии, где в любой момент могут повториться революционные события, где продолжает действовать американская агентура, где "поддержка демократии" стала привычным фоном местной политической жизни – по крайней мере недальновидно.