"День Победы над западным людоедством": Тайные смыслы праздника 4 ноября
День народного единства – отнюдь не "новый праздник": в Русской Церкви он уже давно празднуется как один из дней Казанской иконы Божией Матери. Но какова связь этих двух праздников, государственного и церковного? И почему именно в 2022 году он полностью раскрыл свой главный смысл? Давайте разбираться.
Шарики-фонарики, огромное лоскутное "Одеяло мира" на Васильевском Спуске, массовые гулянья и концерты-митинги на Красной площади. И нечто подобное, хотя и в гораздо меньших масштабах, в других городах России. Примерно так вот уже 17 лет отмечается в нашей стране День народного единства. Праздник, заменивший революционный "красный день календаря", но большинством наших сограждан толком так и не понятый.
Так что же празднуем?
– И чьё с кем единство? С "нелегальными мигрантами" (в оригинале было слово, намекающее на цвет кожи пятых точек приезжих – прим. авт.), что ли?
Вопросы не надуманные, но услышанные в один из предыдущих Дней народного единства в подмосковной электричке от почтенных лет пенсионера. Многолетняя долбёжка про "толерантность" на фоне мигрантского беспредела сделала своё дело. Многие русские стали чувствовать себя чужими на родной земле. Но из-за "вот этого вот всего" словосочетание "народное единство", к сожалению, долгие годы многими тоже воспринималось как нечто чуждое. В лучшем случае – просто выходным днём, заменой 7 Ноября.
И даже несмотря на то, что в скорректированной Конституции наконец-то появилось упоминание "государствообразующего народа", само слово "русский" до 2022 года оставалось в опале. Вплоть до того, что несколько лет назад при регистрации отнюдь не националистического и даже не общественно-политического, а творческого Русского Художественного Союза один юный чиновник искренне возмутился: а почему не "Российский"? Благо, до переименования русского языка в "российский" не дошло.
Для людей православных, воцерковленных, содержание праздника, конечно, куда понятнее. Точнее, для нас он как был одним из двух дней Казанской иконы Божией Матери, так им и остался. Напомню, первый, июльский, связан с явлением этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году. А второй, празднуемый сегодня, с историей 410-летней давности. И здесь нельзя не сделать небольшое историческое отступление.
Русские беды и победы
Тогда, в начале XVII века, в такие же дождливые осенние дни 1612 года, по молитвам перед Казанской иконой народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского перешло в наступление против оккупировавших Москву польско-литовских захватчиков, штурмом взяло Китай-город и подступило к стенам Кремля, после чего интервенты подписали капитуляцию. Эти события и положили начало церковному "празднованию Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков".
По сути, этот праздник уже тогда стал не чисто церковным, но и гражданским (хотя для Государства Российского тех лет грань была очень тонка). Во многом продолжающим память о другой великой русской Победе – на Куликовом поле. Также связанной с благодатной помощью Небесной Владычицы – русское войско под предводительством Великого Князя Димитрия Донского победило полчище ордынского темника Мамая в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября по старому стилю (церковному юлианскому календарю).
И была сеча лютая и великая,
– говорится в летописи о Куликовской битве. Несмотря на численное преимущество, враг бежал, что стало первой великой победой русского народа, сплочённого Димитрием Донским по молитвам и благословению Преподобного Сергия Радонежского. Великий русский историк и мыслитель Лев Гумилёв очень образно описал, как это единение свершилось буквально за один день 1380 года:
На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и так далее, а вернулась рать русских... Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России.
Окончательное же осознание пришло лишь два столетия спустя – во времена великой русской Смуты начала XVII века. Фактически нашей первой гражданской войны, в которой Русь Московская, уже ставшая Третьим Римом, Империей по своей сути (хотя пока ещё не по названию), столкнулась с Русью Литовской, оказавшейся под властью окатоличенной и полонизированной Речи Посполитой. Именно тогда "наши западные партнёры" проявили себя во всей "красе".
Несколько лет они откровенно глумились над русскими святынями, включая Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, осада и оборона которой стала символом героизма русских православных монахов. Которые, взяв в руки отнюдь не теологические аргументы (взгляните на картину Сергея Милорадовича "Оборона Троице-Сергиевой Лавры"), повторили подвиг Пересвета и Осляби. В итоге польско-литовские интервенты, запершись в Московском Кремле, в буквальном смысле начали, уж простите, жрать друг друга. И, паки простите, готовить друг из друга консервы. Вот как старец Авраамий Палицын описывает жуткие "находки" вступивших в Кремль русских ополченцев:
Обретошя много тщанов и наполов плоти человеческия солены, и под стропами много трупу человеческаго.
То есть наши ополченцы во главе с Мининым и Пожарским одолели не просто захватчиков, но поистине нечеловеческое зло, рядившееся в богатые одежды и воротившее нос от "диких московитских варваров": западное людоедство. То самое зло, которое ещё в первой половине XIII века попыталось захватить Русь, но и тогда схлопотало по зубам от Великого Князя Александра Невского.
И конечно, не мешает вспомнить, как аккурат два века спустя после событий 1612 года "великая" наполеоновская армия "двунадесяти языков", голодная и оборванная, драпала от русского солдата аж до самого города Парижа. Не говоря уже о Великой Победе 1945-го, казалось бы, поставившей точку в западных притязаниях на русское. Но, увы, исторические уроки Западом не были усвоены.
"Оборона Троице-Сергиевой Лавры". Художник Сергей Милорадович. 1894 год. Фото: rusmuseumvrm.ru
Народное единство 2022 года
И в Отечественной войне 1812 года, и в годы Великой Отечественной русское народное единство явило себя, что называется, концентрированно. Никто не приглядывался к цвету кожи или разрезу глаз тех же калмыцких казаков, бравших Париж. Или их прапраправнуков, бравших Берлин. По меткому слову Игоря Растеряева, "разноязыкою толпой они в окопы сели, и в тех окопах всей гурьбой мгновенно обрусели". Все стали русскими солдатами, сплочёнными самым главным – идеей Русской Победы.
Собственно, именно эта идея и является основой сегодняшнего праздника. Вот только важно понимать, что за ней, за этой Победой, стоит. Только ли отстаивание бескрайнего пространства земли Русской? Только ли защита наших родных и близких, составляющих народ? Конечно, и это тоже. Но ни самой этой земли, ни народа никогда бы не было, если бы не самое главное – Русская Церковь, просветившая эту землю Светом Христовой Истины и объединившая разрозненные племена в единую Христианскую Империю.
К сожалению, мы, русские, забыли эту истину, однако её прекрасно помнят наши враги, во все века делавшие всё, чтобы не просто подчинить себе Русскую землю, но и разъединить её народ. И многим казалось, что в 1991 году им это удалось. "Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века", крушение единой державы, одним из осколков которой стала Юго-Западная Русь, именуемая "Украиной", могла повлечь за собой и дальнейший распад России. Но этого не просто не случилось: именно с "Украины" и началось Русское возрождение.
Через боль, слёзы и кровь, через затянувшуюся с 2014 года братоубийственную гражданскую войну мы наконец-то стали осознавать ценность народного единства. И если ещё год назад для значительной части, если не для большинства наших соотечественников День народного единства был чем-то малопонятным и абстрактным, то в 2022-м стало предельно ясно: народное единство – самое главное, что у нас есть. Ведь без него в неизбежном столкновении с поистине сатанинским Западом у нас просто нет будущего.
Что с того?
Помимо православных святынь у нас, русских, есть святыни гражданские. Первая из них – День Победы 9 мая и память о великом поколении победителей, последние представители которого уходят в наши дни. Нет, это не пафос, это то, без чего нам не жить. Но помня о Великой Победе 1945-го, нам нельзя забывать и о других русских победах. В том числе о той, что одержана ровно 410 лет назад в Москве над... западными каннибалами.
К сожалению, наш враг ничуть не изменился, он стал только изощрённее в своих методах борьбы против России и русских. И успешное создание проекта "Украина" как анти-России и "украинцев" как антирусских небратьев – тому ярчайший пример. Но исключительно с гражданскими святынями этого врага не одолеть. И это понимали даже советские вожди, в 1943 году развернувшиеся от воинствующего безбожия к сотрудничеству с Русской Православной Церковью.
Также и сегодня, когда на фронтах Донбасса и Новороссии выковывается русское народное единство, важно обратиться к нашим святым и святыням с молитвой о новой Русской Победе. И прежде всего к Пресвятой Богородице, чьи чудотворные образа, в первую очередь Владимирская и Казанская иконы, даровали нашей земле освобождение, а её народу – подлинное единство, единство во Христе.
Пресвятая Госпоже Богородице, помогай нам!