Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Добро пожаловать в антиутопию: Новогодние прогнозы на будущее
Фото: GrandeDuc / Shutterstock.com
Общество Идеология

Добро пожаловать в антиутопию: Новогодние прогнозы на будущее

Есть традиция в новогоднюю "передышку" задумываться о будущем, благо и официальные каникулы тому способствуют. Правда, после двух лет "ковид-революции" делать это стало проблематично – слишком уж многое перевернулось с ног на голову в нашем мире, потерявшем устойчивость и осмысленность ещё ранее наведённой пандемии. Может ли кто-то сегодня в трезвом уме смоделировать или хотя бы художественно обрисовать мир ближайшего или далёкого будущего оптимистично: вне модели антиутопии или "пост-апокалипсиса"?

Забавно, что традиционные "новогодние страшилки" о конце света по календарю майя, предсказаниям Нострадамуса и Ванги совершенно стушевались перед актуальными "ковидными новостями", которые нам уже второй год доносят из каждого утюга. Даже бабушки, сидящие ныне не на скамейках, а в чатах, обсуждают не очередной опасный метеорит, а особенности штамма "омикрон". Отошли в прошлое и бодрые прогнозы от дежурных футурологов: какие "прорывы" ждать от науки и какими приятными техно-новинками нас порадует прогресс. Сегодня, похоже, никто уже ничего радостного и "прорывного" от прогресса не ждёт. А на робкий вопрос "Когда же это всё кончится?" уже получили многогласный ответ: "Никогда!"

Спрашивается, а как же нам сегодня смотреть в это самое будущее, откуда брать его позитивные образы, надежду на "хеппи-энд"? У христиан такие ответы были всегда: всё кончится по Откровению Иоанна Богослова: приходом антихриста, Апокалипсисом, Вторым Пришествием Христа со Страшным Судом, а потом – "новой землёй и новым небом". И весь христианский оптимизм насчёт будущего сконцентрирован в "диалектической" поговорке:

Чем гуще тьма – тем ближе Христос.

Но поскольку о сроках исполнения пророчеств знает только Господь, то и христиане волнуются: что будет завтра и послезавтра, к чему готовиться? Процветёт ли Россия по предсказаниям старцев как последнее Православное Царство? Многим из нас хотелось бы, не впадая в хилиазм (учение о построении Царства Божия ещё на этой земле), увидеть если не полную гармонию на Родине и в мире, то хотя бы не осуществление самых мрачных антиутопий (дистопий), которыми давно полнятся и литература, и кино.

От Платона до Оруэлла

"Золотая книжечка… о новом острове Утопия", написанная Томасом Мором в 1516 году с оглядкой на идеальное кастовое "Государство" Платона, породила в новой истории множество последователей и ниспровергателей. Например, "Город солнца" монаха-доминиканца Томмазо Кампанеллы и "Новую Атлантиду" Фрэнсиса Бэкона.

Тему идеального государства не только активно развивали, но и начали активно пародировать, начиная с летающего острова Лапута в "Путешествиях Гулливера" Свифта. Потом научились и предупреждать об опасности попыток воплощения утопий. Уже в одном из романов XVIII века было предложено слово dustopia (дистопия), означавшее "несчастную страну" – антипод утопии. А к концу XIX века посыпались антиутопии с мрачными картинами будущего: "Грядущая раса" Бульвер-Литтона (1870), "Эревуон" Батлера (1872), "Через Зодиак" Перси Грега (1880).

В известном антиутопическом романе "Машина времени" Герберт Уэллс довёл до предела модную теорию эволюции и существующее классовое неравенство, создав поистине чудовищную картину вырождения человечества. А Эдвард Форстер в повести "Машина останавливается" (1909) прозорливо описал будущее людей подземелья, которые служат Супер-Машине.

Прошлое столетие с его двумя мировыми войнами, всеобщим озверением, тоталитарными режимами, казалось бы, не оставит камня на камне от прекраснодушных утопий.

Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления,

– написал высланный из советской России Николай Бердяев в книге "Демократия, социализм и теократия" в 1924 году. В мире оставалось всё меньше места для утопий и всё больше для кошмаров. Литературно это закрепили три самых знаменитых утопии: роман "Мы" Евгения Замятина, "О, дивный новый мир" Олдоса Хаксли и "1984" Джорджа Оруэлла. А "подпёр" эту троицу великий Рэй Брэдбери со своими "451 градусами по Фаренгейту".

Вместо "Мира Полудня" – "Град обречённых"

И всё же утопия пережила второе рождение в 1960-х в научной фантастике. На оптимистической волне разгрома фашизма, "оттепели" в СССР, советских и американских космических побед. Особенно ярко это явление проявилось в нашей стране – в раннем творчестве братьев Стругацких и учёного-палеонтолога Ивана Ефремова.

У Стругацких в "мире Полудня", начавшегося со "Страны багровых туч" (1959) коммунизм XXII века победил на Земле и в основном – в космосе, не осталась тяжёлого труда, эксплуатации, товарно-денежных отношений. Преображённой Землёй мудро управляет Мировой Совет, все земляне прекрасны телом и душой, осваивают ближний и дальний космос, общаются с инопланетянами, решают высокие этические проблемы лично и через Всемирный Информаторий.

Столь же гармонично коммунистическое будущее у Ефремова в "Туманности Андромеды", столь же высокие задачи решают его прекрасные герои. В Польше похожим образом стартовал со своим "Магеллановым облаком" Станислав Лем. А Артур Кларк в романе "Город и звезды" ещё в 1956-м описал счастливый город будущего Диаспар, похожий на "технологичный" вариант Царства Божия.

Однако довольно скоро и Стругацкие, и Ефремов, и Лем мрачнеют. "Хищные вещи века" и особенно "Град обречённый" – уже пессимистичные антиутопические высказывания. К которым с "Улитки на склоне" примешиваются абсурдизм и острая сатира. В "Часе Быка" (1971) Ефремова коммунистическая утопия землян встречается с антиутопией планеты Торманс, причём последняя сильно напоминает именно реальную Землю и даже конкретные приметы СССР – не зря по приказу Андропова этот роман изымали из библиотек. Роман Лема "Футурологический конгресс" (1971) – это уже прямо современная и жёсткая антиутопия, где группа избранных на обнищавшей обездоленной Земле поддерживает порядок людских масс с помощью особых фармпрепаратов, создающих у них иллюзию сытой и счастливой жизни среди полной разрухи.

Характерно, что даже такой светлый детский писатель, как Владислав Крапивин, в позднем своём цикле конца 1980-х "В глубине Великого Кристалла" выдал исключительно суровую антиутопию "Гуси-гуси, га-га-га…" абсолютно современного звучания. Во внешне благополучном городе будущего Реттерберге каждому новорождённому гражданину ставят прививку, превращающую его организм в источник излучения, постоянно транслирующий в эфир "биологический индекс" – уникальный код-идентификатор человека. Эти коды заменили все виды личных документов, от контролирующей их системы нигде не укроешься. Наказание за возможные проступки одно – казнь с элементами "русской рулетки".

Тем временем, на Западе жанр фэнтези от сказочных хоббитов, эльфов, магов Толкина и христианской Нарнии Льюиса, от брутальной героической Хайбории Говарда неумолимо тёк к мрачным фантазиям Желязны и далее – смыкаясь с антиутопиями. Настоящее и будущее реального мира настойчиво стучалось в фэнтезийную утопию эскапизма.

Сегодня можно сказать, что классические фэнтези с победой добра над злом, пусть и не без помощи магии, – уже в прошлом. При этом они передали книжной и кинофантастике важный "функционал": опрокидывание будущего в квази-прошлое – в жёстко выстроенный иерархичный мир, где смешаны добро и зло, нет места христианству и высокой культуре. А есть бескомпромиссная борьба за власть, игра честолюбий, как в "Песне льда и огня" Джорджа Мартина, по которой был снят сериал "Игра престолов". Вместе с "Голодными играми" Сьюзен Коллинз нам предлагают эти миры как вариант будущего.

"Где же светлое будущее?"

Этот вопрос вправе задать наши современники – что на Западе, что в России. Но в "прейскуранте" мировых блокбастеров такового практически не осталось. Постапокалипсис, зомби, катастрофы, войны, нашествия инопланетян и таинственных вирусов – этого добра сколько угодно: "Хроники Армагеддона", "Послезавтра" – имя им легион.

В "Интерстелларе" человечество гибнет от пыльных бурь, в "Алите: боевом ангеле" на разрушенной после войны Земле богачи жируют в небесном городе Залеме, а в "нижнем мире" бедняки воруют друг у друга кибер-импланты. "Лобстер" про тоталитарное гонение на одиночек, "Идеократия" про глобальное торжество безграмотных болванов, "Бегущий по лезвию" про опасных репликантов. Ну и, конечно, ставшая нарицательной "Матрица" – куда ж без неё!

В книгах последних лет про будущее – тоже "беспросветка": В "Стране качества" Марка Уве Клинга личная жизнь землян контролируется компьютерами в соответствии с присвоенным рейтингом. В "Делириуме" Лорена Оливера люди будущего нашли корень всех зол в любви и решили отсечь её навсегда. "Станция одиннадцать" Эмили Сент-Джон Мандел – горький плач по погибшему старому миру, опустошённому "грузинским гриппом". "Аркада" Вадима Панова – про чипированное человечество и опять же – смертельные вирусы.

Достойно внимания, что попытки нарисовать оптимистичные картины будущего дольше всех предпринимались в России. Правда – неубедительные. Таков роман "Гравилет Цесаревич" Вячеслава Рыбакова (1993) – альтернативная история без большевизма, но с параллельной вселенной. Известны ещё две монархические утопии: заковыристый роман "Виват, император" Романа Злотникова и наивный – "Победители" Елены Чудиновой.

А ещё в 2000-х появилась повесть Александра Лазаревича "Сеть Нанотех", о том, как Интернет и нанороботы похоронили капитализм и устроили всё наилучшим образом. Также был написан утопический трактат "Командировка в государство Солнца" Юрия Мухина в духе "анархо-сталинизма" и "социального христианства". Наверняка существуют и другие "светлые" варианты будущего – народ у нас оптимистичный. Хотя наблюдаемая за окном жизнь, прямо скажем, толкает в другую сторону.

А что скажут господа футурологи?

Большинство футурологов находятся в недоумении. Предсказания, которыми они авторитетно сыпали с середины 1960-х, оказались на редкость "несбывчивыми". Самый яркий пример – распиаренный Фрэнсис Фукуяма, торжественно заявивший в своей книге 1992 года о "конце истории" при наступившем в мире торжестве западной демократии. Фиаско этого прогноза стало поистине нарицательным.

Другой американский фантазёр-визионер Рэй Курцвейл – "гуру" трансгуманизма в свой нашумевшей книжке "Сингулярность уже близко" (2005) напророчил, что однажды мы, дескать, сольёмся в одно постчеловеческое целое с искусственным интеллектом. А до этого ИИ будет создавать любые физические объекты, включая еду, прямо из воздуха. Забавно, что по его прогнозам нанороботы должны были избавить людей от болезней... к 2020 году. Не зря Нассим Талеб – трейдер-статистик и философ, автор термина "чёрный лебедь", назвал Курцвейла "неоманом" и создателем новой религии.

В 2020-м "чёрный лебедь" Талеба действительно прилетел, сделав все прошлые футурологические прогнозы смешными. При этом уже не маскируясь под прогностику, появилась новая "поистине золотая книжечка" – программа "COVID-19: Великая Перезагрузка" руководителя ВЭФ Клауса Шваба и футуролога Тьерри Маллере. В ней чёрным по белому изложены принципы "дивного нового мира" под псевдонимом "инклюзивный капитализм". Можно сказать, что утопия и антиутопия сошлись в "точке сингулярности". И это уже не футурология и не фантастика, а программа действия. Правда, далеко не все с ней согласны.

Известный русский писатель, литературный критик и футуролог Сергей Переслегин оценил мировую "ковид-перезагрузку" трезво и сурово:

Это, конечно, "Матрица". Или "Игрек минус" Герберта Франки... В известной мере всё кончено. Россия, как обычно, пытается найти во всём этом смутном времени возможность чуть-чуть извернуться и несколько улучшить свою ситуацию – может, даже и найдёт. Но для цивилизации, которая справедливо претендовала на историческое величие, всё закончилось. Это не конец всего – цивилизации приходят и уходят; когда распадался Рим, тоже казалось, что это конец света, но позже на его месте появилась гораздо более яркая цивилизация. И на месте нашей появится следующая.

Такая вот футурология.

Что с того?

Можно, конечно, не согласиться со взглядом Переслегина как излишне пессимистичным. Но это если продолжать числить и "чистить" Россию под Западом. Но обрушение многовековой западной цивилизации, о которой сказал эксперт, может, напротив, дать хороший шанс особой русской цивилизации.

Надо только нам самим в неё поверить. И не позволить ни увлечь себя в водоворот западного "Титаника", ни завлечь в зону притяжения планеты "Великий Китай".

Сегодня глупо строить долгосрочные прогнозы, поскольку будущее творится прямо сегодня – мы уже в его водах. Всё могут решить несколько ударов веслом.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Закат Евросоюза "Клоуны круглого стола". Такого позора Госдума ещё не видела. Первые кандидаты на вылет определены? Герасимова снимут? Посыпался весь фронт – от Сум до Запорожья. После Купянска враг прёт на Волчанск. Минус 36 км за сутки. Дальше Белгород Секрет Козака раскрыт. Чего не простил Путин ближайшему соратнику? Последний план рухнул Белоусов впервые "рванул польскую ж/д". Оккупация Купянска "открыла портал в ад". Капитуляция, вторжение НАТО и ракетный удар по Белоруссии

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь