Финансовый кулак Белоусова: Доллары и евро будут служить России
Следом за эпохой дикого офшорного капитализма в России подходит к концу эра бесконтрольного свободного рынка валюты. Теперь государство взялось за торговое планирование и намерено поощрять импортёров, занятых закупкой критически важных для нашей страны товаров, в первую очередь высокотехнологичных. Параллельно с наращиванием критического импорта вовсю станут разворачиваться процессы импортозамещения. Однако надо понимать: одного без другого не бывает. В любом случае иностранные технологии очень нужны нашему реальному сектору.
На протяжении многих лет государственники твердили о том, что доллар и евро являются не просто валютами, не просто средством платежа, а самым настоящим финансовым оружием, обслуживающим интересы Соединённых Штатов Америки и Европейского союза. Либеральные монетаристы называли подобные рассуждения конспирологией и уповали на свободный рынок, который-де всё отрегулирует как надо. Не будут же, в самом деле, Вашингтон и Брюссель оставлять без валюты такую крупную страну, как Россия. Ведь это нерыночно, противоречит основополагающим принципам западной экономики. Так рассуждали либералы долгие годы, пока не грянул гром. Увы, внакладе из-за этого оказалась вся наша необъятная Родина.
Свободный рынок заменит торговое планирование
24 февраля, в день начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины президент США Джо Байден заявил об ограничении расчётов для русских компаний в долларах, евро, фунтах стерлингов и японских иенах. По сути, Россию отключили от валютного обмена. Это привело к необходимости государственного регулирования валютного рынка внутри страны. Первоначально Центральный банк ввёл комиссию за конвертацию валюты в 30%, впоследствии существенно снизил её, а потом и вовсе отменил. Но ряд рестрикций остаётся в силе. Например, запрет на вывод валюты за рубеж. Государство всерьёз взялось за наведение порядка в этой отрасли.
Системные либералы очень хотели бы возврата к свободному валютному рынку. Такое необдуманное решение привело бы к ужасающим последствиям для отечественной экономики. Однако спешим всех успокоить: скорее всего, никакого возврата не будет. Не та ситуация – слишком уж Запад стал поджимать. Чуть ослабишь хватку – обратить негативные процессы не выйдет, рубль рухнет, и американцы с европейцами достигнут своих вожделенных целей.
России давно пора было вводить торговое планирование. Судя по всему, именно на таком решении остановился кабмин Михаила Мишустина. Ответственным за закупку критического импорта сделали первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова, известного своей эффективной деятельностью во благо реального сектора экономики. Итак, кабмин утвердил перечень импортных товаров, ввоз которых жизненно необходим России. Сюда входят и оборудование для топливно-энергетического комплекса, и комплектующие для авиационной промышленности и судостроения, и газовые и паровые турбины, оборудование для IT-отрасли. Вообще всё перечисленное мы должны были закупать все эти годы, причём усиленными темпами. Вместо этого стараниями Центрального банка и Министерства финансов деньги тратились на финансовые спекуляции или складировались в резервы.
Для товаров из правительственного списка отменят все таможенные пошлины, будет существенно упрощён документооборот, дабы не терять время на бюрократию. Импортёры получат масштабное субсидирование и хорошее кредитование. Финансовое обслуживание планируют сделать не только рублёвым, но и валютным. Это означает, что усилиями Андрея Рэмовича создаётся сильный финансовый кулак. Иностранную валюту будут направлять на то, что действительно нужно России. И речь явно не о покупках зарубежных акций и бесцельном размещении в ЗВР.
Что касается курса, по которому станут кредитовать и субсидировать компании-импортёры, здесь есть два варианта – один для частников, другой для госструктур. В первом случае финансовая поддержка должна оказываться по курсу, устанавливаемому Центральным банком. Курс 75-80 рублей за 1 доллар является оптимальным, главное, чтобы он оставался стабильным и не бился в конвульсиях. Во втором случае можно задействовать заниженный курс – продавать доллары и евро за 40-60 рублей, ведь это не платёжное средство, а товар обмена. Такой ход имеет свои издержки (например, провоцирует появление чёрного рынка, как в Иране), но плюсов от него гораздо больше, чем минусов. Особенно в тех условиях, в которых мы находимся.
Что с того?
Кто-то из ура-патриотов может сказать: как же так, какие субсидии для импортёров? Ведь надо развивать свои производства. Что будет с программами импортозамещения? Дело в том, что одно другому не мешает. Более того, одно невозможно без другого. Любое импортозамещение требует наличие импорта. Как минимум нужны иностранные технологии. Плюс отечественному производителю критически важен большой временной промежуток для того, чтобы прийти в себя.
К примеру, ранее Первый русский телеканал Царьград описывал ситуацию в авиастроении. Первое время нам потребуются зарубежные комплектующие, иначе Россия будет не в состоянии производить самолёты и вести их техническое обслуживание. Всему свой черёд. Субсидирование импорта должно являться целенаправленным, а цель у русского государства лишь одна – поставить на ноги реальный сектор и дать толчок развитию высокотехнологичных отраслей.