Где триллионы?! "Воюйте на свои": Жёны мобилизованных сами покупают РЭБ для мужей-фронтовиков
Вот ведь какой парадокс. Страна уже четвёртый год проводит спецоперацию, наши парни ценой здоровья, а нередко и жизни бьются с врагом, по метру отвоёвывая каждый клочок оккупированной киевским режимом русской земли, но проблемы с обеспечением их самым необходимым по-прежнему ложатся на плечи их родных и близких. Генераторы, маскировку, запчасти для дронов, гражданские автомобили, мотоциклы и квадроциклы, а также РЭБ закупают родственники и волонтёры. Вроде бы и вычистили десятки воров с большими звёздами из командного состава, но проблемы остаются.
Жена мобилизованного из Наро-Фоминска, родившая второго ребёнка два месяца назад, получила от мужа известие, от которого она сначала вздрогнула, а потом... просто разрыдалась:
Без гражданской машины и РЭБ не пускают на передовую, нет возможности эвакуировать раненых.
Женщина обратилась в администрацию города за помощью, но те отказали. Пришлось по сусекам собирать деньги и отправлять посылку на передовую.
И это вновь, как и осенью 2022-го (когда происходила частичная мобилизация и резервисты сметали всё с полок частных военторгов, потому что не было ничего — ни нормальной обуви, ни бронежилетов, ни касок и т.д.), вызывает вопросы.
Трещало не только за ушами: Генерал, который "съел" пайки русской армии
Почему транспорт, РЭБ, дроны и так далее до сих пор лежат на плечах жён и матерей? Фразу "там всё выдадут" иронично произносили после начала частичной мобилизации, но она до сих пор актуальна. А где же всё штатное?
"Три года он воюет за Родину. И ничего не изменилось"
...Вероника из Наро-Фоминска вспоминает сентябрь 2022 -го. Тогда её муж — средней руки предприниматель 27 лет — поехал в гости к своему отцу попариться в бане. Мужчин вытащил из парилки неожиданный звонок в домофон. Они не ждали гостей и сначала думали, будто кто-то ошибся адресом, но звонили настойчиво. Дверь открыл папа. С ним поздоровался незнакомый человек в штатском и без лишних разговоров вручил повестку — сын был прописан в отчем доме. Уже на следующий день чисто выбритый, свежий после бани Игорь К. стоял с документами в районном военкомате.
Заставь дурака мобилизацию проводить: Региональные военкомы подставляют власть
Он воюет уже почти три года. Последнее время — на Сватовско-Кременском участке. Это самое пекло — противник держится за него зубами. Раз в полгода Игорь приезжает в отпуск. Вместе с дорогой у него выходит порядка десяти дней отдыха. Подробностей службы жене не рассказывает: она недавно родила малыша, и воюющий папа бережёт нервы супруги — у неё и без того немало переживаний. Разве что просит приобрести необходимое.
Когда родился малыш, командир разрешил Игорю остаться в отпуске ещё на 10 дней. Фото предоставлено Царьграду
Сколько уходит на снабжение бойца
Вероника вместе с другими жёнами мобилизованных регулярно отправляет посылки на ЛБС. От аптечек (современные гемостатики, сильные обезболивающие, противоожоговые, перевязочные пакеты и так далее) до транспорта. Одну легковушку уже покупали, отправили на "передок", но от неё осталась лишь груда порыжевшего металлолома. Теперь — новая напасть: нужна не только машина, но и РЭБ ей на крышу, а без средств радиоэлектронной борьбы и близко к ЛБС нельзя:
Проблема в том, что машину без РЭБ не подпускают к "нулю", опасно. То есть если привезли провизию и БК, то машина доезжает до определённой точки, разгружается — и дальше всё это ребята тащат на себе. Причём всегда можно попасть под вражескую "птичку". Но это полбеды. Муж говорит, что огромная проблема связана с эвакуацией раненых. "Трёхсотых" тоже приходится тащить километры до машины. Он, конечно, не рассказывал, сколько парней так и не удалось дотащить живыми, не хочет лишний раз меня пугать, но я думаю, что такие случаи бывали,
— в беседе с Царьградом поделилась Вероника.
Правда выступила через дыры в броне: Как разворовывали мощь русской армии
Она стала искать деньги на РЭБ. Собственных сбережений, конечно, не хватило. Её муж, воюя на переднем крае, зарабатывает примерно 220 тысяч рублей в месяц. Из них 70 тысяч уходит на обеспечение его всем необходимым, ещё около 50 "съедает" ипотечный кредит, около 40 — кредит, взятый ещё до СВО. Вот так просто — взять и вытащить примерно 250 тысяч на РЭБ не получится.
Что уж тут говорить, до СВО мы жили, скажем так, более свободно в плане денег. Я не жалуюсь, но те, кто говорит, будто мы тут от денег пухнем, просто не знают реалий,
— признаётся Вероника.
И выходит странная ситуация: человек мобилизован — не спрятался, не стал штурмовать фортецию "Верхний Ларс", смело пошёл защищать Родину, но почему-то должен воевать на свои кровные, забирая деньги из бюджета матери с двумя маленькими детьми на руках.
"Солдаты голы и босы, а генералы прутся". "Стеклопиксель" аукнулся Муминджанову пророчеством Пригожина
Вместо одного купили три: помог Кулибин
Женщина слышала, что в соседнем Ногинске с такой же проблемой жена мобилизованного обратилась в администрацию. Дескать, там ей не только оперативно нашли оборудование, но и предоставили человека, который его настроил. Однако Веронике так, как той "коллеге", не повезло:
Мы в итоге скинулись и всё-таки купили РЭБ. Причём денег, которые мы собирали на один комплект, хватило аж на три — нам их собрал настоящий профи, спасибо ему огромное.
И пусть с РЭБ вопрос конкретно для её мужа и его сослуживцев закрыт, но никуда не пропала проблема с транспортом. Игорь выслал длинный список запчастей, чтобы починить имеющийся в подразделении "автопарк": старенький УАЗ "Патриот" и двадцатилетнюю "Буханку". И опять же всё нужно купить на свои деньги либо искать помощи у волонтёров.
Запчасти для транспорта. Фото предоставлено Царьграду
Что реально нужно фронту
Военный волонтёр Александр Матюшин в беседе с Царьградом откровенно признается: конечно, ситуация куда лучше, чем была в 2022 году, но нормальной её назвать нельзя.
В топе вещей, которые бойцы должны или покупать сами, или рассчитывать на помощь в тылу, по-прежнему десятки позиций. Самые основные из них:
- гражданские автомобили состояния "лишь бы ездили", квадроциклы, мотоциклы эндуро, даже электросамокаты и моноколёса;
- генераторы 5 кВт и выше;
- рыболовные сети для создания "коридоров";
- маскировочные одеяла;
- пончо с защитой от тепловизора;
- комплекты Starlink;
- запчасти для дронов.
Операция "Военторг": Секретная связь бронежилетов с айфонами
По словам Матюшина, бюрократическая система, сложившаяся за долгие годы, по-прежнему не успевает за реалиями войны — всё происходит очень медленно, и потому многие вещи, необходимые парням на переднем крае, не положены по штатному расписанию:
Взять, например, те же дроны. По идее, есть уж и приказ о создании отдельного рода войск БПЛА, но дроновадами у нас по-прежнему числятся гранатомётчики. И запчастей не хватает, хотя сейчас в каждой части есть своя лаборатория, чтобы паять дроны прямо на месте с нужными частотами.
Самокаты тоже не положены по штатному расписанию. Видео: ТГ-канал @pilachZ
То есть покупать комплектующие должны либо волонтёры, либо сами бойцы, которые паяют беспилотники на ЛБС, обложившись ещё советскими учебниками по радиоделу. Как ни странно, на фронте очень ценятся пожелтевшие от времени пособия для дисциплин радиотехнического направления.
Между тем с 1 января 2024 г. в России запущен целый нацпроект "Беспилотные авиационные системы" (БАС). Всего же согласно этому раскладу до 2030 года в отрасль намерены вложить более чем полтриллиона рублей.
А Владимир Путин на презентации организаций в сфере беспилотных авиасистем и вовсе заявил, что на отрасль нужно выделить триллион:
Путин, по сути, отдал распоряжение по финансированию программы дронов, но кто-то, видимо, его не услышал//Скриншот страницы сайта Kremlin.ru
Вот только кто-то, видимо, не вполне расслышал приказ Верховного главнокомандующего. Скоро исполнится два года, как работает нацпроект, однако если с дронами-камикадзе типа "Гераней" у нас всё нормально, то в области "малого воздуха" существует масса проблем и парни должны скидываться на дроны.
Но ведь беспилотники должны делать всякие. Позарез нужны: дроны-истребители, бомбардировщики, тяжёлые транспортные БПЛА вроде "Бабы-яги" противника.
У ВСУ их немало, у нас — по-прежнему из разряда фантастики. Ещё в 2023-м на конференции Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week директор по управлению проектами фонда НТИ Наталья Эрдем заявила, что 275 стартапов, занимающихся созданием прототипов БПЛА, могут рассчитывать на финансирование в размере до 30 млн руб., до 70 млн руб. могут получить 80 разработчиков опытных образцов и до 300 млн — 50 производителей серийных образцов. Сразу хочется спросить, а кто-нибудь видел эти разработки на фронте?
Что с того?
По словам Матюшина, армии требуются колоссальная гибкость и серьёзная реформа. Да, с приходом Андрея Белоусова произошли явные перемены в лучшую сторону, из рядов руководящего состава были изгнаны и отправились за решётку десятки воров с большими звёздами на погонах, но... видимо, нужны ещё более решительные шаги.
Ежедневно сажают по генералу: Сколько ещё больших звёзд в "секретных папках" Пригожина
И задавать вопрос, зачем, пожалуй, наивно. Самый популярный вопрос с передовой, когда с бойцами начинаешь разговаривать о том, чего не хватает, звучит так: в первую очередь нужно выгнать оставшихся коррупционеров, из-за которых стагнирует армия.
Где новые средства вооружения, связи и так далее, о которых до спецоперации было снято столько сюжетов? Почему они существуют только на бумаге и не доходят до окопов?!
Как исправить ситуацию, уже не раз говорил сам президент Путин: нужно ломать порочную систему, чтобы на место прежней, погрязшей в коррупции псевдоэлиты приходили новые люди. Процесс стартовал. И его надо развивать дальше:
Вместо мздоимцев на руководящие должности нужно завести людей с передовой, они точно знают, что нужно, а что полностью бесполезно,
— уверен военный волонтёр.
И на этом фоне кажутся очень тревожными слухи, дескать, волонтёров, помогающих фронту, хотят прижать к ногтю: мол, там всё есть, не вмешивайтесь, без вас разберёмся. Однако без поставок из тыла боеспособность армии рискует сильно просесть, а у Вероники из Наро-Фоминска и её мужа, воюющего почти три года, как и у многих других бойцов и их жён, ставших волонтёрами ради выживания своих родных фронтовиков, возникнет справедливый вопрос: что это — глупость или измена?