Главный нарколог тест не прошёл: Зачистка в Минздраве после окрика Путина
Главный внештатный нарколог Минздрава создал ОПГ, которая несколько лет обчищала бюджет. За махинации доктора сняли с должности и приговорили к реальному сроку, но вопросы остались. Как людям в белых халатах удалось обмануть государство на 137 с лишним млн рублей, читайте в материале Царьграда.
Водителей спасло вмешательство Путина
По версии следствия, Евгений Брюн и четверо его коллег закупали по завышенным ценам медоборудование и реагенты для проверки водителей на хронический алкоголизм, причём "распыляли" их через подконтрольные им же фирмы.
А задумка была просто великолепной.
Фишка в том, что Брюн, будучи главным наркологом страны и параллельно возглавляя Московский НПЦ наркологии (бюджетное учреждение столичного Депздрава), пролоббировал идею о том, чтобы сделать так называемый CDT-анализ (т.е. маркер на хроническое употребление алкоголя) обязательным для всех водителей при получении медсправки в ГАИ. Тестирование предполагает сдачу крови, в которой наркологи определяли наличие или отсутствие алкоголя. Не прошёл тест — не получил справку.
В целом-то инициатива вполне себе годная: чем меньше пьющих за рулём, тем безопаснее движение. Но у неё есть и коммерческая составляющая. Реагенты и контейнеры для теста стоят недёшево. И следствие выяснило, что поставками занимались компании, аффилированные с Брюном. Благодаря его кураторству тендеры выигрывали нужные фирмы, предлагавшие цены в несколько раз выше средних. Например, за партию реагентов департамент здравоохранения Москвы заплатил 19 млн рублей, хотя фигуранты купили её у сторонней компании всего за 2 млн.
Евгений Брин возглавлял Московский НПЦ наркологии почти 20 лет//Скриншот поста с ТГ-канала "Царьград ТВ"
В итоге стоимость справки после принятия соответствующих изменений вырастала с 860 до почти 4 тыс. рублей, а общая стоимость затрат с учётом всех анализов достигала 6 тысяч. Когда в 2019 году прошла информация, что тестирование сделают обязательным, в клиниках началось столпотворение — люди торопились оформить справки по старым ценам. Дошло до того, что ситуацию пришлось разруливать лично президенту.
Случилось это во время открытия движения по первым маршрутам МЦД, когда Владимир Путин проехался на новом поезде от Белорусского вокзала до Филей и прокомментировал новость о повышении стоимости справки для водителей, которую он прочитал в СМИ:
Это чушь какая-то. У нас минимальный размер оплаты труда — МРОТ — 11 280 рублей, такую зарплату получают 3 млн 200 тыс. человек. Да ещё и работодатели частенько, к сожалению, нарушают закон и меньше платят. За эту справку — ползарплаты надо человеку отдать?
Словом, после окрика сверху Минздрав резко притормозил, отказавшись от принятия изменений в правила для получения "водительской" справки. Тогда же, такое вот совпадение, на личность, а главное, на деятельность Евгения Брюна обратили внимание силовики.
Вместе с Брином за решётку отправятся четыре человека//Скриншот поста с ТГ-канала "Прокуратура Москвы"
"Мало дали"
Евгений Брюн с 1998 по 2017 год возглавлял Московский НПЦ профилактики наркомании (позже — Московский научно-профилактический центр наркологии). С 2009 года был главным внештатным психиатром-наркологом Минздрава, а с 2010-го — президентом Российской наркологической лиги.
Проверка ФАС показала, что в 2017-2019 годах (результаты, к слову, были озвучены уже в августе 2022-го, а само дело рассматривалось гораздо раньше) в картельном сговоре, охватившем территориально 17 регионов страны, участвовали более десятка компаний, которые договорились не снижать цену в 30 закупках. Совладельцем трёх из них значился Владимир Якушев, бывший вице-президент Ассоциации наркологов и Российской наркологической лиги. Главой ассоциации был Евгений Брюн.
Помимо них, с закупками "мутили" ещё трое: экс-глава Московского НПЦ наркологии Сергей Копоров, начальник отдела торгов Людмила Еременкина и гендиректор ООО "Микротехнологии" Сергей Васильев. Следствие выяснило, что эта преступная группа работала ещё с 2015 года.
За Брюном и Якушевым пришли в августе 2022-го. В тот же день главного нарколога Минздрава сняли с должности, ему предъявили обвинение в хищении 20 млн рублей. Через полгода арестовали и Копорова. Расследование "дела врачей" длилось два года. Общая сумма ущерба от действий "медицинской ОПГ" оценивается более чем в 137 млн.
Люди считают, что суд пожалел врачей-мошенников//Скриншот поста с ТГ-канала "Царьград ТВ"
Прокурор запросил для Евгения Брюна 8 лет колонии и штраф 1 млн рублей, для остальных — от 6 до 8,5 года и штрафы до 1,8 млн рублей. Однако Кузьминский суд Москвы проявил гуманность и снизил сроки Брюну и Якушеву до семи лет. Также он должен выплатить штраф 850 тыс. рублей и два с половиной года не сможет работать на госслужбе. Приговор огласили 17 октября, в силу он пока не вступил — возможна апелляция.
Другие участники схемы получили по 6 лет колонии, все они заплатят штрафы — от 500 тысяч до 1,5 млн рублей. Но ни сам нарколог, ни его коллеги вину так и не признали. Брюна взяли под стражу прямо в зале суда (до этого доктор находился во вполне комфортных условиях под домашним арестом). Московский НПЦ наркологии сможет взыскать нанесённый ущерб — имущество Брюна и его подельников арестовано. Комментаторы в Сети пишут, что врачам "очень мало дали", а вскоре они могут выйти по УДО.
Минздрав не рекомендует
В медицинском сообществе махинации с госзакупками обсуждались задолго до ареста главного нарколога и Ко. Врачи, много лет проработавшие в системе, отмечали, что Брюн — это зеркало русской наркологии. Эффективность лечения в наркодиспансерах стремится к нулю, зато теперь в наркологические центры стали госпитализировать игроманов, заполняя ими бюджетные койки. Вот что пишет один из докторов по этой теме:
Для Минздрава важен процесс, а не результат. Получается, как любовь к резинке — процесс идёт, а результата нет.
Он отметил, что после прихода Брюна на высокую должность этот процесс усилился.
Коллеги прямо обвиняли Брюна в наживе на госзакупках. Скриншот страницы сайта 100biografiy.ru
По его решению во всех наркологических центрах Москвы стали колоть всем без исключения пациентам препарат для борьбы с героиновой зависимостью — даже тем, кто ею не страдает. Одна инъекция стоила 20 тысяч рублей.
Это огромные деньги, уходящие в никуда. У какой фирмы закупать и по какой цене, решает лично Брюн с согласия Минздрава,
— отмечал осведомлённый источник.
Евгений Брюн так и не признал вины в мошенничестве//Скриншот поста с ТГ-канала "Суды общей юрисдикции города Москвы"
Так устроена система
Сам механизм госзакупок устроен так, что способствует совершению коррупционных преступлений. Поэтому дела, когда должностных лиц обвиняют в махинациях, встречаются нередко. Зачастую основанием для этого становятся картельный сговор и завышенная цена. Но в условиях свободного рынка доказать "разумность" цены крайне сложно.
Напомним, экс-министр здравоохранения Ивановской области Артур Фокин проходил по уголовному делу, аналогичному "брюновскому". Главу ивановского Минздрава обвинили в сговоре с поставщиком и закупке кислородных концентраторов для ковидных больных по завышенным ценам. Изначально ущерб казне оценивался в 8 млн рублей, но впоследствии снизился до 700 тыс. Итогом стал условный срок.
Есть и другие примеры.
В Иркутской области экс-министр здравоохранения Приангарья Яков Сандаков получил 18 лет колонии за взятки, злоупотребление должностными полномочиями и отмывание денег — это, кстати, даже больше, чем запросило изначально обвинение. По версии следствия, чиновник за деньги действовал в пользу коммерческих структур на закупках медоборудования.
В Удмуртии в суд поступило уголовное дело в отношении бывшей и.о. главы республиканского Минздрава Натальи Якимовой, которой также инкриминируются махинации при госзакупках медоборудования для учреждений здравоохранения региона: лакомые подряды (на общую сумму почти в полмиллиарда рублей) она раздавала знакомым предпринимателям.
В марте этого года суд отправил на 4,5 года в колонию экс-министра здравоохранения Ростовской области Татьяну Быковскую, которая руководила региональным Минздравом почти 16 лет. Её признали виновной в превышении должностных полномочий при проведении торгов на утилизацию медотходов — предпочтение отдавалось одной компании в ущерб другим. Цены, естественно, тоже были завышенные. Только за год медучреждения региона переплатили за утилизацию почти 18 млн рублей. Однако сама Быковская вину так и не признала — до сих пор идут кассации.
Что с того?
Госзакупки — золотое дно для продажных чиновников и прикормленного бизнеса. Порочная система, которая назначает победителем того, кто предложил самую низкую цену, не предполагает ни качества оказанных слуг, ни кристальной честности процедуры. "Госзакупочные" преступники прочно обосновались не только на "гражданке", но и в армии. Минобороны сейчас лихорадит от большой чистки. Не пора ли менять систему? Стоимость контракта не должна быть единственным критерием отбора. Тогда и не придётся бить по рукам жадных казнокрадов.
Есть и более жёсткие решения. О том, как побороть коррупционную гидру, высказался на днях философ Александр Дугин. Он отметил, что сейчас идёт кампания по чистке коррупционеров в рядах МО, блогеров, адвокатов и мигрантов. Но сколько же ещё областей для борьбы с коррупцией! Любая отрасль — бесконечные возможности. Решением могла бы стать высшая мера наказания:
Одна показательная экзекуция — не важно кого, адвоката или членкора — окоротила бы всех сразу. Одним выстрелом можно убить не двух, а пару сотен тысяч зайцев. И все бы остались живы, только перестали бы делать то, что делают.