Эрдоган позвал Путина: Нас заставят вернуться в зерновую сделку
Президент России может посетить Турцию с официальным визитом ещё до выборов. По крайней мере, в Кремле не исключают такой возможности. Сроки визита сейчас согласовываются. Почему визит нашего главы так важен для Анкары? Станет ли встреча поводом для навязывания нам невыгодных соглашений? Подробности читайте в материале Царьграда.
И Путин, и Эрдоган уже давно договаривались о встречи. При этом они регулярно общаются по телефону. Но, видимо, настало время пообщаться с глазу на глаз. Среди тем заявлены:
- двусторонние отношения;
- экономика;
- региональные вопросы;
- и, конечно же, Украина.
Между Россией и Турцией существует регулярный диалог. И он предполагает общение не только на уровне реализации конкретных проектов, переговоры министров и различных чиновников, но и встречи на самом высоком уровне. Есть конфликт на Ближнем Востоке, есть постоянная необходимость решать вопросы в Сирии, где Турция поддерживает свои сферы влияния.
И, безусловно, это вопрос Чёрного моря. Турция пытается отмежеваться от всех крупных игроков в украинском кризисе. Тут тоже приходится приглядывать. Не будем забывать и про Нагорный Карабах. Кроме того, турецкая внешняя политика активно работает в Центральной Азии.
Между Россией и Турцией существует регулярный диалог. Recep Tayyip Erdogan Office/Globallookpress
Торгует своим голосом
Турция лавирует очень успешно между всеми крупными игроками, пытается показать, что она суверенное государство, торгует своей позицией и голосом. И здесь очень существенно влияние России в энергетической сфере. Это крайне важная опора для турецкой экономики.
Мы поставляем энергоносители по "Турецкому потоку", строим атомную электростанцию, что привязывает к России уже навечно. Такое мнение Царьград высказала политолог, профессор факультета международных отношений СПбГУ Наталья Ерёмина:
Это проект под ключ, предполагающий и образование турецких специалистов по нашим лекалам. Они даже изучают русский язык, когда проходят обучение. Постепенно снижается доля расчёта в долларах и евро. Мы переходим к использованию национальных валют. Это ещё один из вариантов укрепления суверенитета. Турция очень важна в том числе для поставок параллельного импорта.
Это ещё и вопрос развития НАТО. Именно позиция Турции, как и Венгрии, была сдерживающим элементом, в отношении включения в блок Финляндии и Швеции. Хотя формальное включение этих стран в альянс не имеет значения. Они и так очень активно взаимодействуют с НАТО. И в любом случае фактически одной ногой там стояли.
Турция лавирует очень успешно между всеми крупными игроками, пытается показать, что она суверенное государство. Фото:Jesper Zerman/ Globallookpress
Западное давление
Возможно, одним из главных вопросов будет тема создания общего банка. Ещё с начала января турецкий бизнес столкнулся с беспрецедентным давлением со стороны западных "партнёров". Потому что США и ЕС сильно расстроила динамика русско-китайской торговли. Тем временем Россия в 2023 году стала главным поставщиком товаров в Турцию. Турецкий импорт из нашей страны составил более 45 млрд долларов.
Но в этом году ситуация сильно усложнилась. Турецкие экспортёры столкнулись с отказами банков принимать денежные переводы из России для оплаты товаров. Практически все транзакции прекратились с 1 января.
Кроме того, в начале февраля турецкие банки ужесточили политику по отношению к клиентам из нашей страны: некоторые финансовые организации начали закрывать компаниям счета и ужесточили требования к физическим лицам, открывающим банковские карты. Давление со стороны Запада признали даже турецкие власти.
И сейчас Москва и Анкара обсуждают создание турецко-русского банка. Он должен урегулировать проблемы с платёжными переводами. Правда, пока нет никакой конкретики, но вопрос стоит на повестке.
Создание собственного банка может стать фактически идеальным вариантом, а также одним из драйверов развития торговли между Россией и Турцией. Более того, в сентябре в Сочи Эрдоган на встрече с Путиным заявил, что Анкара и Москва движутся к цели достичь товарооборота в 100 млрд долларов. И без надёжных механизмов платежей эта цель будет недостижимой,
– отмечает телеграм-канал "РАСПП: Бизнес. Азия. Китай".
Возможно, одним из главных вопросов будет тема создания общего банка. Ещё с начала января турецкий бизнес столкнулся с беспрецедентным давлением со стороны западных "партнёров". Фото: John Wreford/Shutterstock
Закрыть вопрос с Авдеевкой
Визит Путина в большей степени нужен Турции. Многие вопросы касаются прямой турецкой выгоды. Как и было сказано выше, это и сотрудничество в области атомной энергетики, и запуск газового хаба.
Но есть ещё один момент: Турция хочет подчеркнуть свой статус посредника между Россией и Украиной. Идут разговоры о перезапуске зерновой сделки на новых условиях. Также на фоне серьёзной политической грызни в США Эрдоган может предложить себя в качестве посредника между Москвой и Вашингтоном. Так считает политолог Дмитрий Родионов.
Турция хочет подчеркнуть свой статус посредника между Россией и Украиной. Идут разговоры о перезапуске зерновой сделки на новых условиях. Фото: Jens Büttner/Globallооkpress
Царьград: Со стороны Турции в последнее время был сделан ряд недружественных шагов.
Дмитрий Родионов: Да, это и окончательное одобрение заявки Швеции в НАТО. Это и то, что на Украине будет строиться завод по производству "Байрактаров". И то, что США хотят пополнять запасы снарядов для Украины при помощи Турции.
– Эта информация пока не получила подтверждения.
– Как известно, нет дыма без огня. Вполне возможно, Турция действительно на это пойдёт. Учитывая, что фактически сняты все препоны на поставку американских истребителей F-16.
– США потребуют что-то взамен?
– Вполне возможен ряд каких-то шагов против России. У нас есть достаточно серьёзные вопросы к Анкаре. Возможно, все эти спекуляции на тему, когда же состоится визит, до выборов или после, связаны с тем, что идёт определённый закулисный торг по всем спорным темам. К моменту встречи двух президентов по этим вопросам должны быть выработаны определённые решения.
– Нам нужно поторопиться?
– Нет. Нужно дождаться завершения предвыборных циклов. Сейчас, например, необходимо закрыть вопрос с Авдеевкой. И добиться зримых успехов на украинском фронте. Эти успехи стали бы подтверждением нашей позиции и позволили бы выработать новую стратегию, с которой Путин поехал бы в Анкару. Если он поедет прямо сейчас, то это одна ситуация. Если же после значительных успехов на поле боя – то это другая история. Мы сможем с Эрдоганом по-другому разговаривать.
Что с того?
В Турции в этом году должны состояться выборы в местные органы власти. И наибольшую активность проявляют именно прозападные партии, которые хотят поддержать и санкции, и общее давление на русских.
Вопрос внутриполитического противостояния стоит очень остро. Турецкая элита, получающая финансирование от Запада, готова влиять на электоральные позиции Эрдогана. В то же время наши отношения сейчас переживают новый виток трансформации. Все ждут каких-то решений, рассказал Царьграду эксперт Общероссийского движения "Сильная Россия" по международным вопросам, член Совета по правам человека при президенте Александр Ионов:
Визит президента всё-таки должен ещё сопровождаться какими-то прорывами. И одним из них Эрдоган видит соглашение по зерновой сделке. Но ситуация на Украине сегодня диктует иначе. И вряд ли мы в неё вернёмся. Эта сделка – прикрытие для враждебным нам шагов, включая военные манёвры.
Многое в наших отношения с Турцией зависит только от желания Эрдогана и его команды. Поэтому от любви до ненависти, как говорится, один шаг. Фото: Kremlin.ru
Многое в наших отношения с Турцией зависит только от желания Эрдогана и его команды. Поэтому от любви до ненависти, как говорится, один шаг.