Как вычислить маньяка: Мнение судебного психиатра
После массового убийства в керченском колледже вопросов множество. И один из них, на который так и нет ответа, таков: что толкнуло 18-летнего студента на кровавую расправу? О том, как возникает желание убивать, и откуда берутся маньяки — наш материал
Владислав Росляков, хладнокровно расстрелявший учащихся и преподавателей собственного колледжа, убил 21 и ранил почти 50 человек. Его спокойствия не нарушила ни кровь, ни крики обезумевших от страха людей. А ведь до этого 18-летний Влад точно так же спокойно посещал занятия, смотрел в глаза и, возможно, даже общался с теми, кого потом планомерно расстреливал в упор.
Что должно произойти с человеком, чтобы он совершил такое? Ведь Росляков даже на учете ранее нигде не состоял — ни в полиции, ни у нарколога, ни у психиатра. Всем окружающим, в том числе и родственникам, казался нормальным человеком, пусть и с некоторыми странностями.
Но именно так зачастую происходит и с серийными убийцами, и с маньяками. В быту они могут быть совершенно обыкновенными, как принято говорить, «нормальными» людьми, ничем не выделяющимися из толпы. И именно из-за этого их крайне сложно вычислить.
«Нормальные» убийцы: Чикатило, Битцевский маньяк, Чистильщик...
Высшая мера справедливости: Хотим ли мы вернуть смертную казнь
Самый яркий пример тут, пожалуй, — Андрей Чикатило. Его имя стало практически нарицательным, а от биографии волосы дыбом встают. Этот человек совершил от 43 установленных до 56 названных им самим убийств, крайне жестоких, с элементами педофилии, некрофилии, каннибализма и садизма. Он, как и подобные ему маньяки, вел «двойную жизнь» и личину страшного преступника тщательно скрывал. Чикатило учился на инженера, отслужил в армии, где был пограничником и связистом, писал статьи по вопросам морали и патриотического воспитания молодежи (!), был учителем русского языка и литературы и даже какое-то время исполнял обязанности директора школы. Он был женат и воспитывал детей — сына и дочь. И все это время, занимая рабочие и даже иногда руководящие должности, он убивал. В 1984 году, на который пришелся пик его преступной деятельности, Чикатило был арестован и приговорен к исправительным работам... за хищение аккумулятора.
А. Чикатило. Фото: www.globallookpress.com
Чикатило 12 лет удавалось избегать всех подозрений и обвинений в совершенных убийствах — настолько обычным и нормальным выглядел этот человек и настолько эффективно он «заметал следы». Даже по заключению трех судебно-психиатрических экспертиз преступник был однозначно признан вменяемым.
Кому нужны масштабные расстрелы в США, или почему маньяки с таким успехом истребляют американцев
Или, к примеру, «битцевский маньяк» Александр Пичушкин, убивший от 49 установленных до 60 названных им жертв. Он убивал в Битцевском парке в Москве, сбрасывая трупы в канализационные люки. Позже преступник перестал прятать тела, оставляя на них «фирменный знак» — разбитую голову, в которую Пичушкин вставлял палки и бутылки. Этот человек, который до сих пор жив и отбывает наказание в колонии для пожизненно заключенных «Полярная сова», по результатам экспертизы был признан частично вменяемым. При этом «битцевский маньяк» никогда не сожалел о содеянном, а на вопросы журналистов, приезжавших в колонию, всегда отвечал, что если его выпустят на свободу, он продолжит убивать.
А. Пичушкин. Фото: www.globallookpress.com
А Михаил Попков (он же «Ангарский маньяк», «Чистильщик») безнаказанно убивал молодых женщин в течение 16 лет. Его жертвами стали от 22 доказанных до 81 названных им людей. Он работал в милиции и за свою доброжелательность был прозван коллегами «Миша-Улыбка». А в свободное от работы время «добродушный» милиционер насиловал и убивал девушек, нанося им многочисленные ранения различными предметами, иногда расчленяя или сжигая тела своих жертв. Причем в расследовании некоторых своих преступлений маньяк принимал личное участие. И главное — «ангарский маньяк» Попков, приговоренный к пожизненному заключению, так же как и его кровожадные предшественники, был признан вменяемым.
Резня в Перми: Вдохновлённые американскими убийцами и Навальным
Странная закономерность: наиболее жестокие изуверы, годами преспокойно убивающие десятки людей, оказываются абсолютно здоровыми психически людьми. Они нередко имеют хорошую работу, семью, при допросах и в разговорах здраво и логично рассуждают. Росляков, как мы помним, тоже не состоял на учете у психиатра.
Что же объединяет всех серийных убийц, если не психические отклонения?
Чтобы ответить на этот вопрос, Царьград обратился к известному судебному психиатру высшей категории Федору Кондратьеву. Этот человек лично проводил судебно-психиатрическую экспертизу Чикатило и других маньяков, много общался с серийными убийцами и членами тоталитарных сект.
Страсть к насилию — болезнь не психическая, а духовная
По мнению Кондратьева, будущего или действующего преступника практически невозможно выявить через какие-то физические или психологические отклонения, потому что склонность к убийствам — это «особенность духовного, а не душевного уровня».
Человек имеет три уровня измерения: телесное, душевное и духовное. Информация об этих измерениях создает всегда индивидуальной облик человека, его личности. Так вот, нет никаких признаков телесного уровня измерения человека, которые могли бы свидетельствовать о его нравственных, духовных особенностях. Душевные или психологические особенности человека, которые могли бы говорить о нравственной ориентации его социального поведения, также не имеют достоверности,
— уверен эксперт.
Вспоминая, как в своем личном кабинете он пил чай с Чикатило и допрашивал Пичушкина, Федор Кондратьев подчеркнул, что никаких внешних отличий от так называемого нормального человека ни в том, ни в другом он не отметил.
Фото: www.globallookpress.com
Что же касается «керченского стрелка» Владислава Рослякова, то он, по мнению эксперта, скорее всего, был сатанистом.
По мере знакомства с появляющейся фактурой у меня все больше формируется убеждение о том, что убийства (в керченском колледже — прим. Царьграда) совершены сатанистом. Здесь не может идти речь об убийстве, совершенном в состоянии аффекта как ответная реакция на обиды. Здесь нет и свидетельств о каком-либо психическом заболевании типа шизофрении. Здесь не душевная болезнь, а духовное извращение в форме сатанизма,
— заключил Федор Кондратьев.
Он согласился с тем, что факторами риска формирования навязчивого желания убивать являются неблагополучная семья и отсутствие родительского внимания:
Скажу больше: в том, как относится будущая мама к своему еще не родившемуся чаду, уже есть предпосылки особенностей его будущей социальности. В таких случаях потенциальный риск убийств проявляется с детства — жестокость к слабым, к животным,
— сказал Кондратьев.
Портрет керченского стрелка: Любовь к оружию, молчаливость и секта
И действительно, если внимательно посмотреть на биографии упомянутых нами убийц, все они имели проблемы в родительских семьях. Отец Чикатило был репрессирован, а мать била его в детстве. Родители «битцевского маньяка» Пичушкина развелись, когда ему было всего 10 месяцев, воспитывала ребенка одна мать. Про родителей Попкова известно крайне мало, лишь в нескольких СМИ фигурировала его мать, а об отце ничего не говорится. Наконец, у Рослякова, чьи родители также были в разводе, отец страдал алкоголизмом, а мать увлекалась учением секты «Свидетелей Иеговы» (запрещена в России).
Конечно, этой информации недостаточно, чтобы делать какие-то однозначные выводы. Тем более что далеко не все дети из неблагополучных семей становятся маньяками и убийцами. Но вот предположение и даже уверенность эксперта-психиатра в том, что склонность к убийствам лежит в духовной, а не психической плоскости, вполне заслуживает внимания.
Возможно, именно здесь стоит искать ответ на вопрос, откуда берутся маньяки.