Манифест Торжествующего Православия
Патриарх Кирилл навлек на себя обвинения, изложив православный подход к правам человека
В минувший воскресный день, когда в Русской Церкви совершался великопостный праздник Торжества Православия, посвященный избавлению Церкви от ереси иконоборцев, либеральные СМИ залихорадило. "Патриарх Кирилл назвал права человека "глобальной ересью", "Патриарх Кирилл обвинил человечество в ереси", "Что на самом деле сказал Патриарх о правах человека" - лишь несколько примеров заголовков, посвященных вчерашней проповеди Предстоятеля Русской Церкви.
Проповеди, оказавшейся для либералов тем, чем апостольская проповедь Христа распятого стала для непринявших Его: "для иудеев скандалом, для эллинов безумием" (1 Кор. 1-23). Ну, или, как минимум, подобием "коперниканского переворота" - настоящей революции в мировоззрении всего человечества, которое вдруг осознало, что существует картина мира в корне иная, нежели комфортно сложилась в сознании средневекового европейца.
Не буду подробно останавливаться на том, что именно "коперниканский переворот" во многом и спровоцировал брожение в европейских умах. Люди уверовали не только в то, что "и все-таки она вертится", но постепенно стали ставить под сомнение авторитет Церкви, избавляясь от христианских духовно-нравственных ценностей, как от чего-то "одряхлевшего". На деле же - возвращаясь к куда более ветхому - языческому - отношению к миру и человеку.
Право человека на грех постепенно стало восприниматься одной из базовых основ нового общественного устройства, в котором нет места правам консервативного большинства (которое и сегодня остается консервативным во многих странах постхристианской Европы). Устройства, центром которого является не общество, не традиционная семья и даже не личность, но развращенный горделивый индивид, все больше теряющий богоподобие и уподобляющийся мелким бесам-сатирам.
Конечно, с христианской точки зрения происходящее является попранием самих основ общественного бытия. И именно это Патриарх Кирилл разъяснил в своей воскресной проповеди в день Торжества Православия.
Фото: О. Варов/patriarchia.ru
Предстоятель Русской Церкви разъяснил, в чем опасность человекоцентризма, человекопоклонничества, абсолютно точно названного "глобальной ересью":
"Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой - уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название "дехристианизация". Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие..."
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
И самое горькое в этих словах именно то, что ересь верховенства либеральной концепции "прав человека" глубоко проникла и в христианскую среду. Породив феномен, который великий русский мыслитель-консерватор XIX столетия Константин Леонтьев (в конце жизни принявший тайный монашеский постриг с именем отца Климента) метко прозвал "розовым христианством". Одно только в позапрошлом веке было иным - если в христианство западное человекопоклоннический либеральный прогресс уже проник достаточно глубоко, то среди православных христиан "прогрессистами" были лишь единицы:
"Этот оттенок христианства очень многим знаком; эта своего рода как бы "ересь", неформулированная, не совокупившаяся в организованную еретическую общину, весьма, однако, распространена у нас теперь в образованном классе. Об одном умалчивать, другое игнорировать, третье отвергать совершенно; иного стыдиться и признавать святым и божественным только то, что наиболее приближается к чуждым Православию понятиям европейского утилитарного прогресса..."
Казалось бы, мало ли было ересей за историю христианства? Но эта действительно опаснее. Ведь именно она очень ловко мимикрирует, подменяя христианские истины их языческим подобием: любовь к ближнему - либеральным гуманизмом, свободу от греха - свободой грешить, наконец, права христианских общин и традиционных семей - правами человеческих индивидов (в том числе на аборты, эвтаназию и самые немыслимые извращения).
Но что самое интересное: человекопоклонничество, как и прежние формы язычества, в итоге ведет к человеконенавистничеству. Ведь поклоняются либеральные ересиархи отнюдь не богосозданной человеческой личности, видя в ней Образ Создателя, но собственной идее человека, под которую подходит далеко не каждый. И неудивительно, что иные либеральные христианские публицисты в полемическом задоре уже именуют своих оппонентов - православных консерваторов - "неандертальцами" (в противовес себе - "кроманьонцам").
И именно против подобного отношения к Богу и человеку в день Торжества Православия выступил Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви смиренно, поистине по-христиански подчеркнул важность диалога с оппонентами. Диалога, в котором необходимо свидетельствовать Истину, заключающуюся для нас, православных христиан, в Священном Писании и Святоотеческом Предании нашей Церкви. Истину, которая, мягко говоря, не всегда приятна и удобна современному миру. Завершил же Патриарх Кирилл свою проповедь, ставшую самым настоящим Манифестом Торжествующего Православия, словами, которые важно запомнить каждому христианину:
"Как во времена Торжества Православия, как во времена святителя Марка Эфесского, так и сегодня Церковь Православная призвана проповедовать Евангелие и хранить чистоту веры православной. Аминь".