Москва всё проспала: Самодельная революция в Хабаровске
Утро субботы в Хабаровске выдалось таким бодрым, что хоть святых выноси. На центральной площади города, население которого составляет всего 600 тысяч жителей, собрались, по одним данным, 60 тысяч (10% всего населения!), по другим данным, всё-таки поменьше – 35 тысяч человек – и требуют "Свободу Фургалу!", кричат "Позор Москве!" и разворачивают лозунги "Разбудим спящих!". Традиционное уже для российских митингов "Я-мы Фургал" можно не упоминать.
То, как оперативно напечатали сотни плакатов "я-мы", и то, как отлично "заходит" "Разбудим спящих!" (в Москве-то, когда в Хабаровске начались митинги, ещё ночь была), показывает, что организаторы безобразия - высокопрофессиональные и отлично подготовленные, к тому же укоренённые в регионе и прекрасно умеющие работать с массами люди.
То, сколько человек оказалось в массовке и насколько они "заряжены", доказывает, какого дурака свалял в Хабаровске федеральный центр.
Потому что массовые митинги в поддержку губернатора, арестованного за организацию заказных убийств (!), – это, конечно, совершенно ненормально.
Я полагаю, Фургал был единственным губернатором в России, который пользовался у себя на территории такой реальной популярностью. Уверяю читателей: никто, ни один из собравших по 70% на выборах "технократов" не вызвал бы у толпы даже сочувственного хмыка после ареста – туда, мол, и дорога. А уж по такой статье… Но трижды депутат Госдумы, теневой владелец металлургического комбината (номинальный владелец – его жена), человек со сложной, мягко говоря, репутацией и – очень похоже – с убойными доказательствами его "убойного" прошлого, а поди ж ты...
А почему? Он что, такой невероятный харизматик? Демосфен? Защитник трудового народа? Да нет, он посредственный, в общем-то, политик. Но штука в том, что люди в Хабаровске сами его избрали. Ещё и не просто так, а в пику "партии власти". И к жириновству его это не имеет никакого отношения. А вот к якобы "оппозиционности" – огромное. И очень опасное.
Фургал пользовался в Хабаровске реальной популярностью. Фото: Сергей Ведяшкин/АГН "Москва"
Всё дело в том, что людям надо понимать, что они могут при необходимости показать "этим во власти", что они про них думают. И сменить "воеводу". И сделать это законно, в порядке вещей. И за это никого не накажут, и уж точно не народных избранников. Если людей цинично этой возможности лишить, тем более если сначала дать её, а потом отобрать, – вот вам митинги московского масштаба в городе, в 20 раз меньше Москвы. И полный тупик, потому что пойти людям навстречу нельзя, а что-то делать надо, а что?
Вся хабаровская история, с самого её начала в 2018 году, была набором ошибок. Сначала решили, что "и так сойдёт", и проиграли первый тур губернаторских выборов, да ещё таких, которые проиграть было трудно. Умудриться надо было проиграть спойлеру – человеку, который пошёл на выборы по соглашению с действующей властью, чтобы создать видимость конкуренции. Который выигрывать и не думал. Потом решили, что "он сольётся", и во втором туре опозорились на всю страну. Договорились, что в случае поражения он станет вице-, а он взял да и собрал 60%. Тут бы и праздновать победу демократии и начать руководить получившим мандат доверия парнем. Но нет, теперь "федеральный центр" принялся с бывшим спойлером бороться, вместо того чтобы душить его в объятиях. Но так стал бороться, что проморгал, по всей видимости, реальное уголовное дело, затеянное Следственным комитетом. Почему я считаю, что проморгал федеральный центр? Да потому что там не подготовились к закономерному, в общем-то, развитию событий. Настолько не подготовились, что даже кандидатуру и.о. вовремя не нашли. Двое суток прошло с задержания Фургала. Кого Москва видит руководителем региона? Не даёт ответа. Создаёт паузу, в которую немедленно просочилась энтропия. Хаос. Массовые беспорядки. Простор для манипуляций "альтернативных" политтехнологов местного и совсем не местного уровня...
Теперь придётся искать для региона сильное и небанальное решение. А делать этого, кажется, теперь уже и некому, кроме самого президента.