Наименьшее из зол или удар по кошелькам: Эксперты о повышении НДС
Решение о повышении НДС с 18% до 20% принято. Правда, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, объявившего о грядущем росте, льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары и услуги пока сохранятся.
Учитывая принятое решение о повышении пенсионного возраста и завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, можно считать, что объявленная властями "последняя отшлифовка налоговой системы" перед введением шестилетнего моратория на фискальные изменения близка к завершению.
Эксперты оценили эффективность роста НДС с точки зрения бюджетной экономии в 2 трлн рублей, в то время как программа прорывного роста и развития страны до 2024 года требует 8 трлн.
Фискальная новелла Минсельхоза: В России появится налог на собак, пчёл и верблюдов
Мнения экономистов по вопросу повышения ставки разделились. Одни назвали налоговое ужесточение в настоящий момент недопустимым, другие указали, что это "наименьшее из зол" для предпринимательского сообщества.
Ранее "Царьград" уже писал о планах правительства повысить НДС в рамках кампании по поиску средств на реализацию майского указа президента. Помимо долгих и тяжелых дискуссий по вопросу повышения пенсионного возраста, во властных кругах шли споры, касающиеся возможности увеличения НДФЛ с 13% до 15% и введение налога с продаж в размере 4%. По всей видимости, на данном этапе решено реализовать налоговый маневр не полностью, ограничившись пока ростом НДС.
Но если раньше власти планировали повышение НДС при одновременном снижении страховых взносов до одинаковой ставки 22%, то сейчас речь идет о более "щадящем" и сокращенном варианте – росте НДС до 20% и отмене льготной ставки по налогу в 10%.
Фото: www.globallookpress.com
Ранее эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов сообщил, что повышение ставки до 20% за шесть лет покроет около трети суммы дополнительных расходов на реализацию майского указа президента, которые оценили в 8 трлн рублей. По его словам, рост ставки налога сдвинет конечные цены вверх на 0,7-1 процентный пункт суммарно.
По словам источников "Царьграда", чиновники приняли решение сохранить на время льготную ставку НДС в 10%, однако впоследствии она, скорее всего, будет отменена в рамках перехода к адресной соцподдержке российских семей. Но с этой непопулярной мерой решено повременить.
CONTRA: в паре с УБЭП
Экономисты, выступающие против увеличения налоговой нагрузки, указывают на перспективы роста потребительских цен и снижения темпов роста в промышленном секторе, который и так работает на грани рентабельности.
Повышение НДС без соответствующего снижения страховых взносов, как было задумано в первоначальном варианте налогового маневра, существенно ударит по доходам бизнеса и инвестиционной привлекательности отечественной экономики, рассказал "Царьграду" аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев. По его словам, сильно пострадают розница, обрабатывающая промышленность, отрасли с высокой долей добавленной стоимости.
Как отметил в беседе с "Царьградом" президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев, повышение НДС ничего не даст. "2 трлн рублей за 6 лет, о которых идет речь, не решат бюджетных проблем", - заявил господин Митяев. Появление подобных инициатив экономист связывает с тем, что власти не знают, где взять необходимые на реализацию майского указа 8 трлн рублей.
Но есть и другой немаловажный нюанс, о котором, видимо, "позабыли" чиновники.
Фото: www.globallookpress.com
В настоящий момент налоговые органы очень серьезно берутся за налогоплательщиков и часто работают в паре с УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, - ред.), - рассказала "Царьграду" директор юридической компании "Центр правового обслуживания" Анна Коняева.
"Предпринимателям, особенно в крупных городах, в случае налоговых проверок грозит и уголовная ответственность", - сказала юрист.
По ее словам, "налоговики выходят с тематическими проверками и приглашают добросовестных налогоплательщиков к беседам, в рамках этих мероприятий они просят заплатить определенную сумму по налогам", ссылаясь на неуплату налога третьими лицами - контрагентами.
"По сути налоговый орган работает с добросовестными налогоплательщиками и перекладывает ответственность с должников на их плечи", - рассуждает А.Коняева. - В первую очередь, это касается НДС. Самые крупные начисления – это начисления по налогу на добавленную стоимость и прибыль".
Силуанов "дошлифовывает" налоги: К чему приведет рост НДС
Получается, что добросовестный бизнес обязан выполнять дополнительную работу и детально проверять всех контрагентов, подчеркнула юрист. То есть налогоплательщики вынуждены отслеживать информацию об офисе контрагента, имеется ли персонал для выполнения работ по договору, уплачиваются ли налоги и даже требовать от контрагентов подтверждения уплаты НДС, пояснила госпожа Коняева.
По ее словам, "работать при таких обстоятельствах – целая проблема". "Добросовестный бизнес вызывают на "беседы" и угрожают, что если не будет выплачен НДС за контрагента (то есть налогоплательщик должен подать уточненную декларацию), то в рамках выездной проверки налоговиков компания заплатит гораздо больше", - рассказала глава юридической компании.
Фото: www.globallookpress.com
Речь также может идти о рисках уголовной ответственности, а нынешняя судебная практика такова, что суды занимают сторону государства, пояснила А.Коняева, отметив, что Налоговый кодекс исходит из презумпции невиновности налогоплательщика.
"Налоговики должны доказать, что он виновен, а у нас в судах – все кардинально наоборот", - подчеркнула юрист.
По ее словам, общая политика власти направлена исключительно на пополнение бюджета, что "системно неверно". Это негативно сказывается на предпринимательском климате, и в последние несколько лет преобладает тенденция закрытия компаний в России с целью инвестирования в зарубежные активы. "Даже тот, кто работает честно, боится, что его привлекут к ответственности на надуманных основаниях или потребуют взять на себя обязательства третьих лиц", - сказала она.
По словам А.Коняевой, государству надо системно подумать об улучшении предпринимательского климата, об уменьшении давлении на бизнес, исключить непродуманные (неработающие) требования (об обучении руководителей гражданской обороне, о проведении специальной оценки труда и пр.), улучшить привлекательность профессии бизнесмена, создать условия о неотвратимости наказания для неплательщиков, недобросовестных предпринимателей, подрывающих экономику.
"Власть должна переключить фокус внимания с добросовестных предпринимателей на недобросовестных бизнесменов. А пока налоговая приходит только к тем, кто может заплатить", - резюмирует она.
Повышение НДС в этой ситуации недопустимо, заключила юрист. "Надо повышать собираемость налогов за счет повышения привлекательности предпринимательской активности и за счет уменьшения давления на сектор", - сказала А.Коняева.
PRO: наименьшее из зол
Сторонники реализации этой налоговой инициативы указывают на то, что власти могли поступить и хуже. Член Общественной палаты, председатель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации "Российский союз налогоплательщиков" Артем Кирьянов в беседе с "Царьградом" назвал повышение НДС позитивной мерой. "По крайней мере, это наименьшее из зол", - сказал он.
В течение 2017 года и почти половину 2018-го экспертное сообщество, экономисты и юристы обсуждали, какой должна быть налоговая реформа и какие подвижки нужны для финансирования социального блока расходов, предусмотренного в майском указе президента, рассуждает эксперт. При этом финансирование социальных обязательств должно осуществляться, в том числе, и из кармана налогоплательщика, отметил он.
"Была достаточно жесткая дискуссия, которая выдала ответственный финал, - сказал он. Почему ответственный? Как раз в части НДС мы видим отличное налоговое администрирование, замечательную работу контрольной системы АФК НДС-2 (автоматизированной системы контроля, - ред.), позволяющей наблюдать цепочку налога на добавленную стоимость полностью, а также исключить мошеннические зачеты и выплаты государства в сторону мошенников".
Фото: www.globallookpress.com
По его словам, в этом смысле налоговое администрирование абсолютно прогнозируемо, и если задача поставлена, она будет выполнена.
При этом любая другая мера – будь то повышение НДФЛ, ужесточение акцизной политики, движение в сторону повышения ставок по имущественным налогам - они "гораздо менее прогнозируемы и дают четкий негативный эффект", указал господин Кирьянов.
"Если ситуация будет развиваться именно в этом направлении, и если законодатель примет предложение правительства о повышении НДС до 20%, это будет, как минимум, меньшее из зол для предпринимателей", - сказал эксперт. – Это лучше, чем введение прогрессивной шкалы налогообложения, это лучше, чем тяжелые игры с НДПИ и так далее".
Налоги и регионы: По-русски пахали, по-свойски и поделим
Что касается отражения роста ставки НДС на потребительском рынке, то, поскольку налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, эти 2% косвенно отразятся на розничных ценах. А это значит, что рядовой потребитель этого не почувствует, уверен эксперт. "Это вопрос копеек при стоимости продуктов в несколько десятков рублей", - уточнил А.Кирьянов.
Решение правительства можно считать достаточно сбалансированным, считает он. По словам эксперта, в случае его реализации можно прогнозировать отсутствие нареканий со стороны населения и относительно спокойную реакцию в рамках бизнес-сообщества.
И бизнес-сообщество не замедлило отреагировать. Правда, не так, как предполагал господин Кирьянов. Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, оценивая повышение НДС, заявил "Царьграду", что это "удар по перерабатывающей промышленности, да и вообще по всей внутренней экономике страны".
Борис Титов. Фото: www.globallookpress.com
Господин Титов рассказал, что существует простая цепочка причин и следствий: инвестиции – расширение производства – новые рабочие места – хорошие зарплаты. "Но в современной России невыгодно производить: общие издержки компаний растут, рентабельность падает", - сказал уполномоченный.
По словам бизнес-омбудсмена, суммарная налоговая нагрузка на бизнес (47,4%) в нашей стране на 7,2 п.п. выше, чем в среднем по миру, по налоговой нагрузке на фонд оплаты труда в России в 2,2 раза превышает среднемировой показатель.
"И даже то обстоятельство, что в Германии и Франции совокупная налоговая нагрузка выше, чем у нас, не должно нас обманывать, - предупредил господин Титов. - Вспомним, например, о том, что в России кредит для малого и среднего бизнеса в 2017 году стоил в среднем почти 14%, а в Германии и Франции – около 3%".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей уверен, что налоговая политика в России сегодня препятствует развитию производств и созданию новых рабочих мест. "Она настроена исключительно на изъятие средств из экономики в пользу бюджета, а не на ее развитие. Образно говоря, вместо того, чтобы оставлять картошку на семена, мы съедаем ее всю прямо сейчас. Потому что кушать очень хочется".