Новый миропорядок глазами Путина и Байдена. Как Россия и США поделят мир?
О новом миропорядке говорят и в России, и на Западе. Но смыслы, которые закладывают в эту фразу президент Путин и президент Байден, существенно различаются. И если мы выступаем за равенство всех в этом новом мире, создавая многополярный мир, то США всеми силами пытаются удержать в своих руках мировое господство. И в этом большая разница между нами...
Австрийское издание Der Standard опубликовало статью под названием "Каскад конфликтов угрожает расшатать мировой порядок". Авторы пишут о том, что кульминацией боевых действий на Украине, нападения Азербайджана на Нагорный Карабах, нестабильности на севере Косова и военного переворота в Африке стала атака ХАМАС на Израиль. С их точки зрения, надежды на создание мирового порядка, который бы базировался на принципах демократии и права, оказались только иллюзией.
Фото: Царьград
Китай хочет лишить США господствующего положения в мире. Вирус "великой державности" поразил также Турцию, Иран и Саудовскую Аравию. И все имеющиеся средства борьбы с этим не работают. Ни Совет Безопасности ООН, ни Международный уголовный суд, ни вся глобальная архитектура, созданная для мирного урегулирования конфликтов. В связи с этим конструктивным силам сейчас нужно наладить слаженную и последовательную работу для того, чтобы остановить раскручивание спирали насилия,
– пишут австрийские журналисты.
По словам ведущей "Первого русского" Елены Афониной, Америка со своей теорией собственной "исключительности" полностью перечеркнула само понятие "гуманизм". С их точки зрения, если ты с нами, то можешь всё, если против нас – будешь уничтожен физически или экономически. О новом миропорядке говорят и с одной, и с другой стороны. Но смыслы, которые вкладываются в эту фразу президентом России Владимиром Путиным и президентом США Джо Байденом, совершенно разные.
Никто не имеет права, да и не может управлять миром, за других или от имени других. Мир будущего – это мир коллективных решений, принимаемых на том уровне, на которых они наиболее эффективны, и тем составом участников, кто действительно способен внести значительный вклад в урегулирование конкретной проблемы. Не один решает за всех, и не все даже решают обо всём, а те, кого непосредственно касается тот или иной вопрос, договариваются о том, что и как делать,
– заявил Путин, выступая на Валдайском международном форуме.
По его словам, Россия выступает "за всеобщую безопасность и прочный мир, построенный на уважении интересов всех – от больших государств до малых". Владимир Путин подчеркнул, что сейчас главное – "освободить международные отношения от блокового подхода, от наследия колониальной эпохи и холодной войны".
Мы десятилетиями говорим о неделимости безопасности, о том, что невозможно обеспечить безопасность одних за счёт безопасности остальных. И, действительно, гармония в этой сфере достижима: надо просто отбросить гордыню, спесь и перестать смотреть на других как на партнёров "второго сорта" или как на изгоев или дикарей,
– добавил он.
Россия выступает за справедливость и равноправие для всех. Ни одна страна не должна быть ограничена в своём развитии. А попытки ограничить любую страну или народ в этом, по словам Путина, должны рассматриваться как акт агрессии.
Со своей стороны Джо Байден в своём обращении к нации также обозначил то, к чему стремится Америка и чего хотят американцы.
Фото: Царьград
Думаю, что у нас есть реальная возможность, если мы будем достаточно дерзки и уверены в себе, объединить мир так, как этого никогда не было раньше. Мы провели 50 лет в послевоенном периоде, где это работало довольно хорошо. Это работало чертовски хорошо, но теперь всё изменилось, вроде как пар вышел. Поэтому нужен другой, новый мировой порядок,
– говорится в речи Байдена.
Так какова расстановка политических сил и чьи аргументы весомее, а главное, понятнее – Путина или Байдена? На эти и другие вопросы в эфире программы "Царьград. Главное" ответил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
Новые колонии или равенство всех?
Елена Афонина: Никита Андреевич, вот вы можете сказать, кто сейчас на понятном языке может сформулировать своё видение нового миропорядка чётко и связно, а у кого это пока что не получается?
Никита Мендкович: Программы каждой из сторон конфликта совершенно ясны. Президент США Джо Байден в своём обращении отметил, что он считает неэффективным старый мировой порядок, и предлагает перейти фактически к неоколониальной модели существования мира. То есть такой модели, где наверху будут находиться США и группа наиболее близких им сателлитов. Например, Великобритания. Чуть пониже будут европейские страны и члены НАТО. И ещё ниже – колонии и полуколонии. В одну из таких колоний превратили Украину, и такая же судьба готовилась для России на момент начала вооружённого конфликта. Это то, что представляет себе Байден и американская элита.
Фото: Царьград
Модель мира, которую предлагает Россия, а также наши партнёры в Китае, в арабских странах, в Латинской Америке, – это программа многополярного мира. Это означает реальное равенство всех государств, отказ от доминирования США как мирового жандарма, и мировой армии, которая контролирует весь мир и имеет право на насилие по отношению к любому из его участников. Также это выстраивание большой сети региональных альянсов, исходя из общих географических и хозяйственных интересов. И эти программы не являются плодами каких-то умствований, многочисленной теоретической проработки. Это просто ответ на вызов, с которым столкнулись наши страны сегодня.
Россия сражается за свою независимость. За то, чтобы не стать колонией, как это произошло с Украиной. А США вместе со своими ближайшими сателлитами сражаются за новые колонии. И пока они проигрывают.
Мы видели, что произошло в Афганистане, откуда бежали войска НАТО. Мы видели Нигер, откуда пришлось уйти французской армии. Мы видели и другие африканские государства – например, Мали… Аналогичная ситуация и на Ближнем Востоке, где многолетнее доминирование США и Израиля кончилось тем, что ХАМАС вышел из-под их контроля и начал полномасштабную войну против израильтян. Причём отягчённую военными преступлениями многочисленными... Но осуждая действия ХАМАС, США санкционируют такие же действия Израиля. В том числе удары по гражданским объектам, по жилым домам и госпиталям.
Россия и союзники побеждают Запад
– Никита Андреевич, мы с вами пытаемся понять, чья модель на данный момент, а не в перспективе отдаленной более жизнеспособна. Сейчас по всему миру проходят акции в поддержку Палестины. Это многотысячные митинги. Люди выходят на улицы, но дальше этого дело не идёт. И получается просто эмоциональный выхлоп. Я не знаю, что там должно происходить, каким образом… Но если мы говорим о другой стороне, которую возглавила Америка, то там как-то всё более организованно. Америка и Британия сказали: "Фас!" – они встали и пошли стройными рядами. Сказали: "Выделяем оружие" – берут, выделяют. Сказали: "Взорвать "Северные потоки" – взорвали. Сказали: "Мы ничего не видели, пусть так и будет дальше"… Такое ощущение, что дисциплина там как-то получше.
– Речь не о дисциплине, а об иерархической структуре. США после холодной войны стали выстраивать под себя системы подчинения из числа членов НАТО, ближайших союзников и прочих. Как пример – Афганистан, который они оккупировали, потому что там всё подчинялось воле Вашингтона. Не избранного президента Хамида Карзая или Ашрафа Гани, а именно Вашингтона. Это их неоколониальная империя. Но она стала всемирной и доминирующей только в последние 30 лет. У нас было нечто подобное в период Советского Союза, когда вокруг был пояс союзников. Но после холодной войны это всё ушло. Не было возможностей что-то создавать.
Фото: Царьград
Сейчас мы и наши страны-партнёры – Китай, Индия, Вьетнам, Иран – вынуждены действовать ситуативно. Мы выстраиваем альянсы и форматы сотрудничества зачастую путём очень интенсивных дипломатических переговоров. Вот, к примеру, у нас достаточно интенсивный контакт с Северной Кореей. Это очень маленькая страна, но она, как и мы, находится под угрозой агрессии Запада, который использует Южную Корею в качестве инструмента воздействия на КНДР и на Китай. Поэтому мы в срочном порядке создаём если не иерархическую систему, то хотя бы систему взаимовыручки и таких форматов взаимодействия, которые давали бы возможность противостоять всему тому, что было создано за 30 лет.
Но здесь я хотел бы заметить, что если мы смотрим на конкретные результаты, то проигрываем не мы. Проигрывают США, Афганистан, Нигер, Украина. Армения, которая попыталась включиться в американскую систему, и сразу же потеряла Карабах.
Несмотря на эту тридцатилетнюю систему и несмотря на их, как вы выразились, "дисциплину", мы побеждаем. Потому что люди не хотят быть обитателями государств-колоний, которые ограничены в своих правах. Люди хотят лучшего будущего для себя и для своих детей.
И жители арабских стран, мусульманских, христианских, России, стран СНГ, из ближнего и дальнего зарубежья присоединяются к нам в нашем освободительном походе на Украину. Потому что это борьба против англо-американского колониализма, это борьба за новый многополярный мир.
От победы России выиграют все
– Я вспоминаю заявление Владимира Путина, который не единожды говорил про новый миропорядок, в том числе на саммите БРИКС. Также он говорил про "золотой миллиард", который делает всё для сохранения однополярного мира… С его стороны была также критика в адрес навязываемого Западом радикального неолиберализма, который направлен против традиционных ценностей. Вот скажите, Никита Андреевич, на данный момент, насколько это важно? Или сейчас об этом забыли в связи с тем, что происходит в секторе Газа?
– Я считаю, что это не надстройка в виде ценностей, лозунгов и чего-то иного. Речь о базисе нашего существования: кому достаются наши недра, кто контролирует нашу финансовую систему, кто вправе распоряжаться нашей экономикой. И это либо внешний диктат – неоколониальное управление Запада, как в случае с Украиной. Либо независимое существование, которого добивается сейчас Россия для себя. А в случае нашего успеха по "эффекту домино" многие страны это получат.
Фото: Царьград
Они видят то, что Россия побеждает на Украине, и США с этим ничего не могут сделать. Они сами берут себе столько свободы от Америки, сколько хотят. В том же африканском Нигере просто сместили проамериканского диктатора. Военные создали новое правительство, заявили о подготовке выборов и изгнали французов.
В Израиле это всё развивается очень печально и жестоко. Началось всё с военных преступлений ХАМАС, с убийств гражданских. Этому есть масса видеоподтверждений. И, к сожалению, Израиль пошёл по тому же самому пути. "Белых и пушистых" в этом конфликте нет.
Но у этого есть простой базис. Каждая страна, в рамках своего понимания, борется за свою свободу и теми средствами, которые считает допустимыми и гуманными. Наш плюс в том, что мы действительно налагаем на себя определённые ограничения и не идём по пути сектора Газа или Израиля, которые опустились до военных преступлений и массового насилия над гражданами контролируемой оппонентами территории.
Мы боремся за еду, за воду, за возможность работать и получать медицинскую помощь, образование. Это базис. А ради абстрактных лозунгов мы бы не стали класть свои жизни и начинать войну с Западом. Мы воюем за себя, мы воюем за жизнь!
– Вы знаете, во многом с вами согласна. Кроме единственного. Желудком одним, как известно, сыт не будешь. Как бы парадоксально это ни звучало. Набить утробу – это не всё. Отличие русского человека ещё и в том, что мы не можем позволить себе те зверства, которые видим, как вы правильно сказали, с одной и с другой стороны. Потому что есть то, что нам не даёт этого сделать, – перешагнуть эту моральную черту, за которой ты уже не человек, а нечто из костей, мяса и кожи. И мне кажется, что в данной ситуации это не менее важно, чем, как вы правильно сказали, борьба за воду, хлеб, природные ресурсы и недра. В любом случае спасибо вам огромное!