Память про День Победы вернул Си Цзиньпин: Секрет паломничества президентов на 9 мая раскрыт
Случилось, похоже, неизбежное: Москва и Пекин достигли понимания, как оградить и развивать Среднюю Азию, которую стремятся ограбить и поджечь англосаксы. России в одиночку – без Китая – с этим не справиться, особенно сейчас, когда Москва вступила с Западом в борьбу за Украину. "Собакой на сене" в отношении Средней Азии Россия быть не должна. Напротив, появилась возможность заставить наших экс-соотечественников перестать хамить русским.
Стало, наконец, понятно, почему все лидеры бывших советских республик Средней Азии дружно принеслись 9 мая в Москву на празднование Дня Победы. А ведь должен был приехать только один – президент Киргизии Садыр Жапаров, – в качестве "главного гостя". А другим даже не посылали приглашений, что подтвердил представитель Кремля Дмитрий Песков. В 2022 году в Москву на тот же праздник не пожаловал вообще никто…
На этот же раз, помимо приехавших на торжества в Россию по своим причинам президента Белоруссии Александра Лукашенко и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, в Москве объявились президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и их коллеги из Таджикистана и Туркмении – Эмомали Рахмон и Сердар Бердымухамедов.
Поначалу мне показалось, что они прилетели умолять президента России Владимира Путина о заключении "похабного мира" на Украине. Это, во-первых. А, во-вторых, - просить извинений за вынужденный оппортунизм – что, дескать, объехавшие эти страны американские эмиссары угрожали серьёзными санкциями, если они не прикроют параллельный импорт в Россию. Они же ни в коей мере не хотят обидеть Москву, но деваться им некуда (денежки-то все у них известно где), и только добрые русские могут понять и простить.
Через какое-то время из кругов, где знают больше остальных, прозвучало слово "Китай". Это Пекин, дескать, попросил их приехать. Признаюсь, я не очень в эту третью версию поверил, но мнение своё сейчас изменил. После того, как те же самые среднеазиатские президенты прибыли с государственными визитами в КНР и оказались участниками первого в истории очного саммита "Китай – Центральная Азия", который прошёл в городе Сиань 18-19 мая.
Говорящий по-китайски лидер Казахстана даже отметил в Китае своё 70-летие. Выявлению того, почему между событиями в Москве и Сиане существует прямая связь, которая – к выгоде России и Китая - меняет все расклады в Средней Азии, и посвящена эта статья.
Разительный символизм
Ключ к понимаю происходящего - беспрецедентный по своему размаху саммит в китайской провинции Шэньси, куда уходят семейные корни кормчего КНР Си Цзиньпина, и где он в юношеские годы, в период маоистских репрессий, находился в ссылке. Впрочем, этим символизм саммита в Сиане (в переводе с китайского – "Западное спокойствие") не исчерпывается. Ведь это также древняя столица династий Цинь и Тан. Первая – объединила Китай, вторая – сделала его центром мира.
Дополнительный символизм этому мероприятию, обратил внимание блестящий китаист Николай Вавилов, придал проходивший почти одновременно саммит "Группы семи" в Хиросиме, Япония. Там впервые в 1945 году было применено американцами против мирного населения – с ужасающими последствиями – ядерное оружие, и теперь раздавались воинственные и поджигательские речи в адрес КНР и России. Саммит мира и саммит войны – вот в чём разница.
Новая-старая эпоха: предложение, от которого нельзя отказаться
Выступая на торжественной церемонии открытия форума в Сиане, административном центре провинции Шэньси, Си Цзиньпин выразил уверенность в его "полным успехе", который "откроет новую эпоху в отношениях между Китаем и государствами Центральной Азии". По словам председателя КНР, эти отношения "совершили исторический рывок от добрососедства и дружбы к стратегическому партнёрству и сообществу единой судьбы, внесли позитивную энергию в поддержание мира и развития в регионе, а также новый вклад в создание сообщества единой судьбы человечества".
Мы искренне заинтересованы в том, чтобы стремительное развитие Китая предоставило возможности развития государствам Центральной Азии в интересах совместного открытия прекрасных горизонтов сотрудничества,
– подчеркнул Си Цзиньпин. Он отметил, что провинция Шэньси (и это тоже подчёркивает символизм форума) являлась отправной точкой Великого шёлкового пути, заложившего основу 2000-летней глубокой дружбы между Китаем и государствами Центральной Азии.
Пять пунктов Си Цзиньпина
Китайский лидер сделал в своём программном выступлении на форуме несколько важнейших обязывающих заявлений.
Во-первых, согласно Синьхуа, Си Цзиньпин предложил среднеазиатским государствам помощь Китая в совершенствовании правоохранительных органов и "обеспечении безопасности и обороноспособности".
Во-вторых, он призвал среднеазиатские страны "совместно осуществлять глобальную инициативу в области безопасности, решительно выступать против вмешательства внешних сил во внутренние дела стран региона, попыток провоцировать "цветные революции", поддерживать нулевую терпимость к "трём силам" (экстремизм, сепаратизм и терроризм) и стремиться решать "дилеммы региональной безопасности". Чтобы "построить сообщество, далёкое от конфликтов, и установить вечный мир".
В-третьих, Си Цзиньпин предложил создать "партнёрство в области энергетического развития" с государствами Центральной Азии. И с этой целью ускорить строительство ещё одной линии газопровода Китай - Центральная Азия, увеличить торговлю нефтью и газом, развивать энергетическое сотрудничество по всей производственной цепочке и активизировать взаимодействие в области новой энергетики и мирного использования атомной энергии.
В-четвёртых, Китай, по словам его лидера, углубит транспортную взаимосвязанность с центральноазиатскими странами и нарастит объём трансграничных грузовых перевозок. Пекин поддержит, в частности, строительство Транскаспийского международного транспортного маршрута из Китая в Европу. Будет увеличена пропускная способность автомобильных дорог Китай - Киргизия - Узбекистан и Китай - Таджикистан - Узбекистан.
КНР также поспособствует продвижению проекта железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. Будут ускорены модернизация существующих пунктов пропуска между Китаем и странами Центральной Азии и приложены дополнительные усилия по строительству транспортных узлов для движения грузовых поездов из Китая в Европу.
В-пятых, Си Цзиньпин объявил о выделении странам региона на безвозмездной основе 26 млрд юаней (около 3,72 млрд долларов) в рамках оказания финансовой поддержки. Эта огромная по тамошним меркам сумма будет выделена под предлогом сокращения бедности в регионе. "Предприятия, финансируемые Китаем, будут поощряться к созданию большего количества локальных рабочих мест", - добавил председатель КНР.
Си Цзиньпин и лидеры государств Средней Азии на саммите "Китай – Центральная Азия". Фото: Liu Bin/XinHua/Global Look Press
Среднеазиаты довольны
Его слова и обещания начали воплощаться в жизнь прямо на Сианьском саммите, в ходе которого Си Цзиньпин провёл отдельные переговоры со всеми приехавшими главами государств, и было объявлено о заключении и реализации целого ряда проектов и соглашений. Так, например, между Китаем и Казахстаном было подписано почти 50 документов на сумму 22 млрд долларов, сообщили в Астане.
"Достигнутые договорённости придадут мощный импульс тесному сотрудничеству двух стран. Казахстан заинтересован в дальнейшем укреплении многосторонних связей с Китаем", - заявил по этому поводу казахстанский президент Токаев. Он выразил уверенность, что вовлечение Китая в региональные проекты, безусловно, будет способствовать их эффективному продвижению. Токаев предложил также разработать "план промышленной кооперации Центральная Азия - КНР с учётом преимуществ и потребностей стран нашего региона". Он говорил также о развитии сотрудничества в области сельского хозяйства, наращивании поставок нефти и газа в Китай и т.д. и т.п.
А президент Киргизии Жапаров после завершения саммита посетил завод по производству автобусов Zhongtong bus Holding Co. LTD в городе Цзинань (провинция Шаньдун), у которого его страна уже закупила 120, но приобретёт ещё тысячу пассажирских автобусов.
Среди достигнутых на саммите в Сиане договорённостей - упрощение получения виз для деловых поездок, ускорение прохождения таможни для сельскохозяйственной продукции из Средней Азии в Китай, совместное строительство "умного" сельского хозяйства, расширение сотрудничества в сфере традиционных источников энергетики, в том числе угля. Китай, Киргизия и Узбекистан, имеющий очень тесные отношения с Индией, утвердили шаги по строительству железной дороги из Китая в Европу.
Свыше 200 специалистов из КНР прибыли в страны Центральной Азии для проведения оценки предстоящих работ. Железная дорога станет частью маршрута, который пойдёт затем в страны Персидского залива, Турцию и далее на запад. Суммарный объём перевозок по маршруту оценивается в 15 млн тонн в год. Время транспортировки грузов в Европу сократится на 7-8 дней.
Активно выступал в Сиане и президент Туркмении. Бердымухамедов заявил, что его страна готова расширять взаимодействие с КНР в транспортной сфере, поставках энергоносителей.
Сианьская декларация
По итогам саммита "Китай - Центральная Азия" стороны подписали Сианьскую декларацию из 15 пунктов, в которой "обобщили опыт многогранного взаимовыгодного сотрудничества, наметили ориентиры на дальнейшее взаимодействие". Согласно агентству Синьхуа, в ней подтверждается стремление к "совместному созданию более тесного сообщества единой судьбы Центральной Азии и Китая". В документе отмечается, что "официально создаётся механизм встреч глав государств Центральной Азии и Китая". Они будут проводиться раз в два года. Следующий саммит пройдёт в Казахстане.
В пункте 12, в частности, говорится, что "стабильность, развитие и процветание в Центральной Азии отвечают общим интересам народов не только шести стран, но и всего мира". А в пункте 3, в начале декларации, есть и такой пассаж: "Государства Центральной Азии высоко оценили уникальный опыт Коммунистической партии Китая по государственному управлению, подтвердили большую значимость пути китайской модернизации для развития всего мира".
Пересказывать весь документ не буду – он весьма длинный и отражает изложенную выше проблематику форума. Слова "Россия", с которой у Китая особые отношения, и представителей которой не было в Сиане, в нём не упоминается.
Что важно понимать
Это правильно. У нас со Средней Азией свои отношения (эти страны живут за счёт денежных переводов физических лиц - соотечественников из России), у Китая – свои. Тем более, что уровень сотрудничества между нашими странами неизмеримо превосходит тот, что Китай имеет со Средней Азией. В 2022 году объём торговли между Китаем и среднеазиатскими странами вместе взятыми был в районе 70 млрд долларов, а с Россией – свыше 190 млрд.
23 мая в КНР прибудет умеющий работать на результат премьер-министр России Михаил Мишустин с большой и представительной делегацией высокопоставленных правительственных чиновников и видных бизнесменов. В ходе посещения Пекина и Шанхая запланированы его встреча с председателем КНР Си Цзиньпином и переговоры с премьером Государственного совета КНР Ли Цяном. Сопровождать русского премьера будет "энергетический" вице-премьер Александр Новак.
В числе других приглашённых на Российско-китайский бизнес-форум – бывший совладелец "Фосагро" Андрей Гурьев, сооснователь "Еврохима" Андрей Мельниченко, основатель ТМК Дмитрий Пумпянский, совладелец "Северстали" Алексей Мордашов…
О чём это говорит? Во-первых, что Россия совсем не в обиде на Китай за экономическую, а теперь и не только экспансию в некогда русскую Среднюю Азию. Во-вторых, о том, что обсуждавшиеся в Сиане темы применительно к Средней Азии в русско-китайских отношениях находятся уже в основном в практической плоскости, не только в экономическом плане, но и в политическом.
Делаем выводы
Необходимо иметь в виду три важнейших момента. Во-первых, русским выгодно, если Средняя Азия станет экономически развиваться. Это уменьшит миграционные потоки в Россию, которые угрожают нас затопить, поскольку люди едут к нам от экономической безысходности дома. У самой России нет в достаточной степени капиталов и экономических рычагов развития Средней Азии, и в последнее время оттуда даже слышались упрёки на этот счёт.
Другая проблема, и это во-вторых, заключается в том, что мы их испортили, что нас они, увы, сейчас ни во что не ставят, относятся потребительски, привыкли к полнейшей безнаказанности, делают всё, что хотят, но, чуть что, бегут за помощью к России. А нас, таких терпимых и добрых, реально на всех не хватает. Население Узбекистана, например, бурно растущее, всего в четыре раза меньше, чем у России. Неудивительно, что миллионы безработных среднеазиатов ринулись колонизировать нашу страну, не испытывая при этом к нам зачастую добрых чувств.
Ещё хуже другое, и это в-третьих,– неспособность Москвы в новых условиях стать единоличным гегемоном Средней Азии, хотя её территория входила и в Российскую империю, и СССР. Именно образовавшийся вакуум привёл в регион враждебные и России, и Китаю внешние силы – прежде всего англосаксов, а также турок, которые тесно сотрудничают с ними на почве пантюркизма и продвижения исламизма. Между тем, цель англосаксов – ограбить и поджечь Среднюю Азию по украинскому образцу, создав тем самым максимальные трудности и России, и Китаю, который граничит с ней своим проблемным регионом – Синьцзяном.
Недавние события в Узбекистане (волнения в Каракалпакии), Казахстане (олигархический мятеж против Токаева), проблема Горного Бадахшана в Таджикистане, угрозы из Афганистана – этого слишком много для одной Москвы, занятой сейчас, прежде всего, купированием угроз на западном направлении.
Что с того?
Всё это означает, что лишь вместе с Китаем мы сможем взять под контроль и навести порядок в Средней Азии. Китай, как видим, действует тактично, интересы Москвы уважает. Пекин явно помог собрать руководителей Средней Азии 9 мая в Москве, чтобы русским не было обидно, что скоро все они окажутся с госвизитами в Китае на первом крупном международном форуме после отмены ковидных ограничений. Чтобы не создалось впечатления, что Пекин забирает у Москвы Среднюю Азию.
Россия в данный момент заинтересована, прежде всего, в сохранении своего геополитического и культурного влияния в регионе. Китай, который скоро отрежут от контролируемого Западом мира, - в экономическом взаимодействии, полезных ископаемых и логистических коридорах. Поскольку Москва и Пекин – больше чем союзники, нам вполне по силам координировать свои действия в Средней Азии, совместно развивать и не давать поджечь регион. Именно сейчас, кажется, и запускается этот процесс! Нам, русским, надо ясно понимать, что, если это не будут китайцы, на их месте окажутся американцы, британцы и турки. Хорошо, если индийцы.
И самое последнее
Что же касается лидеров наших бывших среднеазиатских республик, то они скоро зачастят в Москву без всяких китайских понуканий и в ножки будут кланяться ещё ниже, чем раньше. Потому что китайцы – требовательные партнёры, мириться и попустительствовать дурным привычкам среднеазиатов – в отличие от русских - они не будут. Значит, (это прекрасно иллюстрирует пример Африки) нас снова скоро полюбят и зауважают в Средней Азии. Добрый и злой следователь – это всегда хорошая комбинация.
Поджечь зажатый между Россией и Китаем огромный регион американцам и британцам мы не позволим. Им вообще там не место. С учётом нашей ущербной демографии и гигантских просторов никакая Средняя Азия в будущем в составе страны, какого-нибудь СССР 2.0, нам просто не нужна. Достаточно, если она будет в дружественном экономико-технологическом блоке и будет хорошо, если станет при этом лучше жить. К нам меньше ездить будут, и денег столько не будет уплывать из России.