Первый пошёл: Большая зачистка власти началась?
Простое решение губернатора Белгородской области – увольнение заместителя за некачественную работу в Шебекине – может быть забыто уже завтра. А может стать прецедентным и очень важным для всей системы государственного управления.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил об увольнении своего заместителя Константина Полежаева. Гладков принял такое решение, так как Полежаев, по его мнению, не справился с работой по восстановлению жилых домов в пострадавших от обстрелов ВСУ Шебекине и Новой Таволжанке.
За систематическое невыполнение своих обязанностей, в том числе за некачественную организацию работ по восстановлению жилья в Шебекине и Новой Таволжанке принял решение освободить от занимаемой должности заместителя губернатора Константина Алексеевича Полежаева,
– написал Гладков в своём телеграм-канале.
Три аспекта одного увольнения
Увольнение далеко не единственного зама одного из 89 руководителей регионов России вообще-то не должно становиться информационным поводом для центральных СМИ. Как сказали бы раньше, газетных полос на каждого вице-губернатора не напасёшься. Но в данном случае повод явно больше, чем карьера отдельного регионального чиновника.
Во-первых, потому, что речь идёт о прифронтовой территории. То, что происходит сегодня в Белгородской области, привлекает к себе внимание всей России. Потому что Белгородская область с городком Шебекино (в счастливое время до войны знаменитым разве что рекламой продукции птицеводства) – это часть России, которая находится под обстрелом врага. Потому что никто из патриотов не может считать, что дела на фронте идут как надо, пока появляются новые и новые сообщения об обстрелах, эвакуациях, раненых, разрушениях в Шебекине. И, стало быть, вице-губернатор, ответственный за восстановление там жилья, – фигура не регионального, а всероссийского масштаба.
Во-вторых, потому, что увольнение Полежаева происходит совсем не так, как это принято в среде чиновников в России. Все же привыкли как? Досрочное расторжение контракта по соглашению сторон в связи с переходом на другую работу. Иногда с благодарностью начальства, чтобы уже вообще никто ничего не понимал, иногда без благодарности. Иногда с известным местом нового трудоустройства, иногда нет. Если нет – все понимают, что в опале человек, но вслух об этом тем не менее не говорят. Ну, если уж вовсе проштрафился чиновник, чернильное семя, тогда увольнение увязано бывает с уголовным делом. Причём сначала, понятно, возбуждается дело, а потом уже фигурант пишет заявление по собственному. А вот так, как сделал Белгородский губернатор – в собственной социальной сети открыто написал, с чем не справился его зам и за что уволен, – это большая редкость. Случай едва ли не уникальный.
Уникальный, но отнюдь не необъяснимый.
Потому что, в-третьих, поступок Гладкова отвечает затаённой, редко высказываемой вслух, но хорошо известной социологам и специалистам по внутренней политике потребности народа. Потребности в, скажем вежливо, ротации управленческих кадров на всех уровнях. Или, если называть вещи своими именами, потребности в зачистке начальства.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. Фото: Mikhail Klimentyev/Kremlin Pool/Globallооkpress
И одно требование народных масс
Народ видит, что страна напрягает все силы на поддержке СВО – или на новой отечественной войне. Народ видит, что очень многого не хватает на фронте и в тылу. И среди этого многого – едва ли не на первом месте энтузиазма и самоотверженности чиновников. На региональном уровне тоже. Народ постоянно сталкивается с тем, что чиновники работают, как будто бы вокруг мир. Как будто бы о народной войне ни разу никто не говорил вслух. Народ слышит о чиновниках, которые волокитят выделение необходимых выплат семьям погибших бойцов и раненых добровольцев. Народ слышит о тех, кто при известии о вооружённом мятеже стремительно раскупает билеты на самолёты, улетающие в дальние края. Народ спрашивает друг друга, журналистов, заезжих социологов, самих чиновников: "Где посадки"?
Разумеется, простой человек не всегда знает, за какой участок работы отвечает тот или иной начальник. Но не видеть, как много начальников всеми силами уклоняются от ответственности, простой человек не может. Не понимать, что среди начальников есть представители "партии мира", простой человек не может. Требование чисток во власти в наше время – это патриотическое требование. И власти нужно научиться на это требование отвечать.
Что с того?
Среди множества требований патриотов требование персональной ответственности руководителей (и желательно не уровня стрелочника-столоначальника) является одним из самых неудовлетворённых. Люди готовы на многое, включая риск и лишения. Они не готовы лишь понимать, что пока они отдают фронту всё что могут, начальство расслаблено и в лучшем случае честно, но вяло отрабатывает зарплату, а в худшем – халтурит. Степень вовлечённости людей в помощь русской армии (напомним, что, по опросу Царьграда, этот показатель превышает 60%) такова, что люди имеют право требовать от начальства соответствия своему настроению.