Последнее предупреждение: Путин достал ядерную дубину
Слова президента не означают, что Москва намерена возобновить испытания ядерного оружия в инициативном порядке. С другой стороны, есть серьёзные основания полагать, что у Минобороны и Росатома на уровне железа и урана уже всё готово. Когда задрожит земля под ногами жителей отдалённых регионов и что послужит спусковым крючком для начала испытаний – разбирался Царьград
Россия при определённых условиях может отказаться от моратория на проведение ядерных испытаний и даже испытать работоспособность некоторых "спецбоеприпасов". Это следует из слов, сказанных президентом России Владимиром Путиным на XX заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай".
Обычно такие заявления широко расходятся и не менее широко толкуются, поэтому интересно предметно разобраться в том, что сказал глава государства и что это озвученное значит в контексте текущих событий.
Что сказал президент
Заявление Путина было сделано в ответ на вопрос политолога и экономиста Сергея Караганова, поинтересовавшегося, не пора ли нам менять свою ядерную доктрину, которая в условиях изменившегося мира стала слишком травоядной:
Мне кажется, что, безусловно, устарела, и она даже выглядит легкомысленной, созданной в другие времена и, может быть, в другой обстановке, да и даже следует старым теориям. Сдерживание больше не работает. Не пора ли нам менять доктрину применения ядерного оружия в сторону понижения ядерного порога, и идти – конечно, твёрдо, но достаточно быстро – по лестнице эскалации сдерживания, отрезвления наших партнёров?
Отвечая на это, президент сказал, что конкретно для изменения доктрины он не видит оснований, но вот поправить некоторые моменты, связанные с юридическими обязательствами России касательно ядерного оружия, вполне возможно. В частности, Путин отметил, что США подписали, но не ратифицировали международное соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия. Россия же и подписала, и ратифицировала этот акт.
Я сейчас не готов сказать, нужно нам действительно или не нужно проводить испытания. Но повести себя зеркально в отношениях с Соединёнными Штатами, повторю ещё раз, когда Соединённые Штаты подписали, но не ратифицировали, а мы подписали и ратифицировали, в принципе, зеркально повести себя с теми же Соединёнными Штатами можно. Но это вопрос депутатов Государственной Думы. Теоретически можно отозвать эту ратификацию. Если мы это сделаем, этого будет вполне достаточно.
Нетрудно заметить, что глава государства не обещал начать испытания и даже не анонсировал выход из соглашения. Речь шла о том, чтобы снизить уровень обязательств, взятых на себя нашей страной, до того уровня, который приняли на себя США, не более.
Последнее путинское
В определённой степени глава России в чуть более мягкой форме повторил своё февральское предупреждение. Тогда, выступая с посланием к Федеральному Собранию, Путин сообщил, что в Кремле доподлинно известно, что некоторые деятели в Вашингтоне задумались о проведении "натуральных испытаний своего ядерного оружия", притом хотят тестировать новые типы боеприпасов. В связи с этим президент поручил Минобороны и Росатому приготовиться к испытаниям отечественного ядерного оружия.
Первыми мы, разумеется, этого делать не будем. Но если США проведут испытания, то и мы проведём. Ни у кого не должно быть опасных иллюзий, что глобальный стратегический паритет может быть разрушен,
– подчеркнул тогда глава государства.
Глава государства подчеркгул, что если США проведут испытания, то и мы проведём. Фото:Фотоагентство "Интерпресс"/ Globallookpres
В этот раз формулировки были не столь жёсткими, однако с учётом того, что на подготовку испытаний у профильных ведомств было времени более чем достаточно, получилось не сильно мягче.
По сути, Путин сейчас апеллирует к принципу взаимности, который являлся ключевым во взаимодействии между СССР и США в годы холодной войны и в конечном счёте позволил избежать её перерастания в войну горячую и термоядерную.
В этом же контексте Путин сообщил:
– о завершении испытаний крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой "Буревестник", полигонные тесты которой недавно поставили в тупик американских обозревателей;
– о сотнях межконтинентальных баллистических ракет, которые будут использованы для ответно-встречного удара;
– о постановке на боевое дежурство новейших сверхтяжёлых МБР "Сармат".
Если да, то где и как?
Если Штаты доведут ситуацию до того, что России придётся возобновить ядерные испытания, наиболее вероятным местом, где это будет происходить, является Центральный ядерный полигон на архипелаге Новая Земля.
Это место очень малонаселённое, удалённое от других регионов страны, что позволяет испытывать боеприпасы вплоть до мегатонного класса. Преимуществом архипелага также является возможность проводить не только атмосферные и подземные взрывы, но и подводные испытания.
Крупнейший полигон СССР – Семипалатинский – после распада Союза оказался на территории Казахстана и был закрыт в 1991 году.
Испытательный пуск своей межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат". Фото: Cover Images/ Globallookpres
Если речь будет идти о подземных испытаниях небольшой мощности, нельзя сбрасывать со счетов и Капустин Яр в Астраханской области, и Тоцкий полигон в Оренбуржье. Тем не менее вероятность их использования минимальна, ибо такое решение вызовет существенное недовольство граждан, а никаких преимуществ в техническом плане не даст.
Меньше определённости с тем, что может быть испытано. Вице-президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что на испытания могут быть отправлены или совсем новые изделия, или же, наоборот, очень старые.
Во-первых, испытания дают возможность создать принципиально новую боеголовку – например, мегатонного класса. Подобную тем, которую мы испытали 30 октября 1961 года, мощностью 58 мегатонн (имеется в виду испытание "Царь-бомбы". – Ред.). Это к примеру. Во-вторых, это проверка на боеспособность имеющихся боеголовок,
– пояснил наш собеседник.
Учитывая, что испытания допускаются как ответ на американские действия аналогичного рода, а американцы, скорее всего, попытаются провести свои тесты максимально скрытно, наиболее вероятным выглядит подземный взрыв ядерного устройства небольшой мощности.
Можно предположить и то, что испытание нового боезаряда более вероятно, чем подтверждение работоспособности старых боеприпасов (хотя и последнее нельзя сбрасывать со счетов). Об этом свидетельствует одна из фраз, сказанная Путиным на Валдайском форуме.
Как правило, специалисты говорят, что это новое оружие, и нужно убедиться в том, что специальный боезаряд будет работать без сбоев, и надо проводить испытания,
– отметил президент.
Это позволяет предположить, что на испытание может быть отправлена боеголовка "Буревестника" неизвестной мощности, боеголовка "Сармата", мощность которой составляет 750 килотонн, взрывное устройство "Посейдона" без наполнителя, обеспечивающего долговременное радиоактивное заражение. Также высоковероятным представляется испытание малоразмерного боеприпаса субкилотонной мощности. Такие заряды предназначены для взлома тактической обороны противника, и демонстрация их работы может стать предостережением против передачи Украине аналогичных устройств.
Испытательные пуски четырех межконтинентальных баллистических ракет "Булава" из Белого моря по заданным целям на полигоне Кура в Дальневосточном регионе Камчатки. Фото: Снимок экрана/Министерство обороны России/Globallookpres
Si vis pacem, para bellum
В экспертной среде есть мнение, что помощь Запада киевскому режиму достигла нынешних масштабов не в последнюю очередь потому, что Россия была не готова по-настоящему воевать. На каждом этапе союзники Украины видели возможность поломать русским игру, просто "ещё немного" нарастив поставки, передав ВСУ более мощное оружие. Иллюзия возможной победы 30-миллионной страны над 140-миллионным колоссом сыграла роль морковки, которая завела американцев и европейцев в тупиковую ситуацию: козырей уже почти не осталось, а проигрыш теперь представляется слишком тяжёлым.
Поэтому то, что Россия демонстративно готовится к ядерной войне, в том числе и к ликвидации последствий ядерных ударов по своей территории, – очень правильная политика. В конце концов, ещё римляне вывели формулу эффективного предотвращения конфликтов: Si vis pacem, para bellum ("Хочешь мира – готовься к войне"). Именно это сейчас и делает Третий Рим, а сработает ли формула – покажет ближайшее будущее.