Премьером станет архиепископ? Последний бой за Армению
В том, что западная марионетка Никол Пашинян скоро лишится власти, уже никто не сомневается. Но в своей политической агонии он делает шаги, опасные для самого существования Армении. И в первую очередь, это тот вызов, который он бросил Армянской Апостольской Церкви и её священноначалию.
Пролог. Беспредел в святом месте
Мемориальный комплекс "Сардарапат". Для армянского народа это место является подобием московской поклонной горы и сталинградского Мамаева кургана одновременно. После кровавого геноцида 1915 года и последующего революционного крушения Российской Империи, уберёгшей армянский народ от ещё большей катастрофы, армянская победа над турками в Сардарапатском сражении мая 1918 года стало без преувеличения Днём Спасения для всей Армении. И потому неслучайно этот день, как и День Победы 9 Мая, для армян является по-настоящему священным.
Годами в Сардарапате духовенство Армянской Апостольской Церкви совершает молитвы в память о павших героях и своей родной земле. Но 28 мая 2024 года полиция силой попыталась воспрепятствовать Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II и сопровождающим его священнослужителям пройти в Сардарапат. Кадры случившегося трагикомичны: холёные пузатые "правоохранители" пытаются сдержать седовласого старца и других клириков в монашеских одеждах.
Мемориальный комплекс "Сардарапат". Фото: Kirill Skorobogatko/Shutterstock
Как стало известно позднее из заявления пресс-службы Первопрестольного Эчмиадзина (духовно-административного центра Армянской Апостольской Церкви):
Вопреки насилию и препятствию со стороны полицейских Святейший Патриарх вознёс молитву перед мемориалом за упокой душ воинов, погибших во время майских боёв.
Также Армянская Апостольская Церковь официально осудила действия полиции, заявив, что произошедшее является "очередным эпизодом позорной и антинациональной деятельности властей". Но что это было? И как так получилось, что традиционно лояльная к властям, даже советским, Церковь вдруг столь резко выступила против захватившего в 2018 году Армению либерального режима западной марионетки Никола Пашиняна? Давайте разбираться.
Что это было? Вехи противостояния
В этой заметке мы не будем детально анализировать обстоятельства прихода к власти Никола Пашиняна. Как и трагических результатов его правления, заключившихся в крушении Республики Нагорный Карабах, экономическом коллапсе и позорном разбазаривании земель самой Армении. Царьград об этом писал уже не раз. Но один немаловажный момент всегда оставался в тени. Отношения режима Пашиняна со священноначалием Армянской Апостольской Церкви.
Скажем прямо, эти "отношения" не задались сразу. Важно сделать оговорку, Армянскую Церковь мы не считаем православной, поскольку исторически существует ряд богословских догматических противоречий, которые пока не удалось разрешить. Тем не менее нет сомнений, что именно Армянская Церковь является основой армянского народа, его культуры и государственности. И даже советский Ереван всегда считался с Эчмиадзином, и даже в богоборческие 1920-30-е годы антицерковные гонения в Армянской ССР были куда менее активными, чем в РСФСР.
Армянская Церковь является основой армянского народа, его культуры и государственности. Фото: Nola Rin/Shutterstock
Между тем Никол Пашинян, пришедший к власти весной 2018 года на волне типичной прозападной цветной революции, с самого начала возомнил себя новым "мессией". Неслучайно его адепты кощунственно именовали этого политического проходимца, не скрывавшего своей цели оторвать Армению от жизненно необходимой ей евразийской интеграции (а соответственно, от вековых братских связей с Россией), "сурб Пашинян" ("святой Пашинян").
И с самого начала своего правления этот лжемессия начал пытаться "поставить на место" Церковь. Нет, это не были открытые гонения. В отличие от Украины, не было захватов храмов и монастырей, избиений и убийств священнослужителей. Но Армянской Церкви было указано её место как "политически неблагонадёжной". И если до конца 2023 года это было вялотекущее противостояние, больше проявлявшееся в виде взаимной неприязни, то в канун Нового 2024 года был совершён антицерковный демарш. Телевидение Армении отказалось транслировать традиционное новогоднее обращение Католикоса Гарегина II. Впервые за все постсоветские годы.
В том обращении духовный лидер армян с большой скорбью описал потерю Арцаха (Нагорного Карабаха). Никаких намёков на роль Пашиняна в этом преступлении не было, но верующие армяне прекрасно понимали, что призывы Католикоса к единению во многом стали призывами к сплочению против антинационального режима:
Давайте будем солидарны в Армении и диаспоре и направим наши объединённые усилия на защиту национальных интересов и созидание нового рассвета в отечественной и национальной жизни. Давайте осознаем, что родина – это единственное священное место, где накоплены молитвы и мечтания армянских поколений всех времён, где и впредь должна коваться армянская идентичность и где из своей священной земли армянский народ вечно будет черпать силу. Давайте окружим заботливой любовью наших сестёр и братьев, насильственно депортированных из Арцаха, умножим в них надежду, чтобы никогда не угасала их мечта о возвращении в родной Арцах и крепкой оставалась вера в Бога.
После этого в феврале 2024 года Высший духовный совет Армянской Апостольской Церкви впервые открыто раскритиковал политику Пашиняна, выступив против его предложения принять новую конституцию в либерально-западническом духе, в которой, по словам священноначалия, принижены и вовсе игнорируются "символы национально-духовной жизни, воспоминания и события заветного прошлого нашего народа и наши национальные чаяния и стремления".
Верующие армяне прекрасно понимали, что призывы Католикоса к единению во многом стали призывами к сплочению против антинационального режима. Фото: patriarchia.ru
Тут же со стороны прозападных активистов и адептов Пашиняна стали звучать призывы к свержению Католикоса Гарегина II и даже к изъятию церковных земель и увеличению налогообложения Армянской Апостольской Церкви. В либеральных СМИ развернулся очередной виток начатой ещё в 2018 году травли духовного лидера Армении в типичных соросовских шаблонах: безосновательные обвинения в коррупции и прочие слухи и сплетни.
Наконец, когда чуть больше недели назад Никол Пашинян прямо заявил, что Армянская Апостольская Церковь является "агентом влияния" с "многовековым бэкграундом", он окончательно проявил свою сущность, по сути, выступив против самой основы армянства. Сказав, "мы решим этот вопрос за два-три месяца", он самоуверенно и кощунственно дал понять, что собирается сразиться с Армянской Церковью и победить её. И первый "бой" дал в священном для армян Сардарапате.
Никол Пашинян прямо заявил, что Армянская Апостольская Церковь является "агентом влияния" с "многовековым бэкграундом". Фото: Bernd von Jutrczenka/Globallookpress
Но за этими событиями и этим позорным заявлением Пашиняна скрывается ещё один важный момент, который не все уловили. Оскорбив Армянскую Церковь, он одновременно выступил и против многовекового единства восточно-христианской цивилизации. Его слова "у армянского народа был опыт, когда они шли в Кесарию и были помазаны, а придя в Армению, становились агентами влияния" подразумевают исторические связи Армянской Церкви с Ромейским Царством, Византийской Империей, наследницей которой является Третий Рим, Россия.
Таким образом действия Пашиняна всё больше напоминают действия Зеленского. Складывается впечатление, что этих двух безбожных клоунов вырастили в одной западной пробирке, хотя оба родились в СССР в "застойные" 1970-е, были октябрятами, носили пионерские галстуки. Хотя наверняка уже тогда, уж простите за грубость, "затаривались" вожделенной иностранной жвачкой. Эту жвачку продолжают пережёвывать и поныне. Только теперь и в духовном, точнее, антидуховном смысле. Зеленский, пролив реки крови украинского, а на самом деле малороссийского, неотъемлемой части триединого русского народа, сражается с канонической Украинской Православной Церковью. Пашинян же, позорно сдавший земли Нагорного Карабаха и готовый отдать и часть других армянских земель, объявил войну Церкви Армянской.
Что с того? Консервативная революция архиепископа Баграта
30 мая в ряде СМИ появилась информация о том, что Пашинян поручил Министерству юстиции Армении подготовить правовую основу и необходимые документы для официальной приостановки деятельности Армянской Апостольской Церкви (якобы на период проверки конституционности её действий, связанных с организацией массовых протестов и дестабилизацией общества). Данная информация пока не имеет официальных подтверждений, но в свете сказанного выше более чем правдоподобна.
Неслучайно сегодняшние массовые протесты против этого политического ничтожества, перерастающие в самую настоящую консервативную революцию, возглавил... представитель священноначалия Армянской Церкви. Архиепископ Баграт (Галстанян), ради спасения страны временно оставивший церковное служение и согласившийся стать временным премьер-министром после свержения Пашиняна.
Удивительно? Пожалуй. Особенно учитывая, что после московского кровавого октября 1993 года в Русской Православной Церкви было принято решение запретить священнослужителям любое участие в политической деятельности. Тем не менее такие примеры в истории есть. Так, в 1950-е годы борьбу за свободу Кипра от британской оккупации возглавил архиепископ Макариос III, ставший первым президентом независимого Кипра. Нельзя сказать, что в своей политической деятельности он избежал ошибок, включая компромиссы с англосаксами, но сам факт показателен.
Словом, когда у власти в стране находятся богоборцы, враги веры и Отечества, Церковь вправе организовать и возглавить гражданское неповиновение. Хочется надеяться, боголюбивый армянский народ начинает просыпаться от западного морока, навеянного Пашиняном и его кураторами. Да, не секрет, что посольство США в Ереване – крупнейшее в мире. Но стоит напомнить судьбу американского посольства в соседнем Иране, где ровно 45 лет назад местные духовные лидеры успешно осуществили консервативную революцию против прозападного компрадорского режима. Того же хочется пожелать и нашей братской христианской Армении.