Протоиерей Андрей Ткачёв: Победа не для гордости. Новое откровение о русском человеке
Сегодня мы подводим "идеологические" итоги прошедшего 2022 года – года тяжелейшего, но поистине судьбоносного для всего мира. Ну а поскольку Первый русский телеканал Царьград – не просто информационный ресурс, но смысловой, преломляющий повестку дня через христианское миропонимание, то о главных смыслах уходящего года мы побеседовали с известным православным пастырем и проповедником, автором и ведущим программы "Святая правда" протоиереем Андреем Ткачёвым.
Великая Отечественная специальная военная операция
Царьград: Отец Андрей, год назад, беседуя с вами в студии Первого русского телеканала Царьград и так же подводя идеологические итоги года, мы ошиблись. Предположив, что войны на Украине не будет. Специальная военная операция началась уже в феврале. Вы её называете "Великой Отечественной специальной военной операцией". Какие смыслы вы вкладываете в это понятие?
Протоиерей Андрей Ткачёв: Это – по-настоящему экзистенциальное событие, которое ставит на карту не чью-либо прибыль или убыток, а существование всего мира. Не только России, а мира в его привычном формате, то есть сохранение библейского человека. Поскольку современная западная цивилизация полностью сняла все маски, которыми когда-то прикрывалась, кривляясь и играясь в христианство. Сегодня она выступает как вавилонская блудница, которая поставила себе целью переформатировать человечество, растлить его и уничтожить.
А Россия, при всех наших минусах и слабостях, при всех стратегических и тактических ошибках, которые были допущены, – единственная сила, которая может встать на пути у сатанизации человечества. Именно это я и вижу как "Вставай, страна огромная", как священную войну. И для меня это всё – не риторика, а реалии сегодняшнего дня, наш быт.
– "Сатанизация" – очень важное слово. Владимир Путин в этом году сравнил идеологию Запада с "религией наоборот", сатанизмом. Некоторые наши мусульманские братья уже называют СВО "священной войной", джихадом. Насколько они правы и можно ли нам, православным христианам, употреблять такое сравнение?
– Джихад – это "большое усилие". И надо сказать, что у мусульман, по сравнению с западными квазихристианами, в голове всё правильно. Да и по сравнению с нашими "типа братьями", православными украинцами, которые в большинстве своём оказались не-братьями. Мусульмане понимают, что есть "великий джихад", это борьба с грехами. Великие усилия направляют на то, чтобы побороть свои грехи. И мы это понимаем. А уже "малый джихад" – это вооружённая борьба против тех, кто угрожает основам твоего быта, твоего государства, твоего социального устроения и прочее. Поэтому СВО вполне можно назвать "джихадом". И я считаю, что в этом они правы.
– И в то же самое время в России началась борьба против этой самой сатанизации и во внутренней политике. Принят чрезвычайно важный закон о полном запрете пропаганды извращений. А также пусть половинчатый, но тоже немаловажный закон о частичном запрете так называемого "суррогатного материнства", запрещающий продажу русских детей за границу.
– Эти принятые и уже подписанные законы, если применять сравнения военного времени, равны взятию крупного города. И даже больше. Потому что для того, чтобы воевать, нужно иметь моральные основания. Нравственная высота обеспечивает победу, подаренную Богом. Бог – наш генерал, Он даёт победу, но не всем подряд и не всем одинаково. Необходимо нравственно возвыситься надо всем, над собой вчерашним для того, чтобы заслужить у Бога милость и обеспечить себе это твёрдое нравственное основание.
Поэтому да, Россия должна через эту кровавую беду, по сути, гражданскую войну внутри восточнохристианского православного мира подняться над собой вчерашней. И запрет на пропаганду извращений и вытеснение практики продажи младенцев – важнейший шаг. Здесь жертва молоху прекращается, но теперь надо и с абортами разбираться, и ещё многие вещи сделать, чтобы произошло нравственное очищение нашего общества. Что станет несомненным фактором Божьего благословения и благоволения к нам на контрасте с продолжающейся сатанизацией бывшего христианского мира, который сегодня уже не заслуживает этого имени.
Русский Катехон и украинский престол сатаны
– В этом году Святейший Патриарх Кирилл произнёс очень важные слова, что Россия является Катехоном, Удерживающим. Что это за роль? Исторически подкованные люди знают, что такое "Москва – Третий Рим". А с церковной точки зрения что это значит?
– Эта "апокалиптическая догадка старца Филофея", как пишет протоиерей Георгий Флоровский в книге "Пути русского богословия", сегодня оправдывает себя исторически. Разгул сатанизма не встречает никакого сопротивления со стороны, например, Западной церкви. Римская церковь, что там греха таить, мощная, централизованная, обладающая громадным ресурсом, но она абсолютно бессильна против серного запаха в воздухе. И Господь, как говорил папа Бенедикт XVI, нагло изгнан из общественного пространства Западной Европы впервые за всю историю её христианского существования.
Бывшая Церковь Византии, а ныне – "Стамбульский патриархат" сегодня молчаливо движется в русле Госдепа. И всё, что Госдеп пропищит или прошепчет, патриарх Варфоломей тут же принимает под козырёк, как бывший турецкий офицер. И получается, в христианском мире никто не борется с сатаной, кроме Русской Церкви. Поэтому сама жизнь доказывает, что Россия при всех своих ошибках и слабостях, при всех грехах наших, не изжитых и не оплаканных, несёт функцию единственного барьера на пути к полной власти дьявола над бесценными душами человеческими.
– Как-то мы беседовали с ныне уже покойным известным историком, доктором исторических наук Николаем Николаевичем Лисовым, и он произнес фразу, что Третий Рим – это не гордыня, это не какая-то наша политическая исключительность, а тяжёлый крест. Мы – "последний окоп Православия". Примерно как 28 панфиловцев: "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва". И действительно, позади Москва как Третий Рим, последний окоп Православия. Близко ли вам это сравнение?
– Да, абсолютно. Здесь нечем гордиться. Когда у тебя "привилегия" первым пойти в атаку, чему тут радоваться? Если ты, скорее всего, живым обратно в окоп не вернёшься. Действительно, наша цивилизация поставлена на бруствер. Она таргетирована, ошельмована, оболгана, как последний наш Император. То есть и в мире, и внутри страны мы тоже сталкиваемся с предательством, трусостью и обманом.
А работу делать надо. И мы должны назвать белое белым, а чёрное чёрным. И это последняя благодать, которая у нас ещё не отнята. То есть мы уже не взойдём на столп, как Симеон Столпник, и не сможем 1000 дней и ночей молиться на камне, как преподобный Серафим. Не сможем жить, как Святитель Спиридон и Святитель Николай, не сможем быть настолько благодатными. Но у нас осталась ещё благодать называть белое белым и чёрное чёрным. За одно только это нас не любит дьявол и все, кто ему служит.
– К сожалению, церковные итоги уходящего года в значительной степени трагические. Совсем недавно было 40 дней памяти протоиерея Михаила Васильева, знаменитого "десантного батюшки", Героя России, погибшего под Херсоном. Вечная ему память! И, конечно, нельзя не сказать о том, что на Украине на каноническую Украинскую Церковь совершаются самые настоящие гонения. При этом в самой этой Церкви серьёзные нестроения: многие архиереи отказались от богослужебного поминовения Святейшего Патриарха Кирилла. Что это – трусость, предательство?
– Мы прохлопали Украину и в политическом отношении, и в церковном. Слишком были уверены, что она никуда не денется. А враг наш хорошо над ней поработал: лукавый выпишет ему за это медаль. И мы переоценили Блаженнейшего Онуфрия, слишком сильно вздыхали о его святости, а святости, как оказалось, нет. Но Святейший Патриарх просил не сыпать соль на рану, не добавлять боли тем, кто и так чувствует боль.
Там есть разные категории людей. Есть и те, кто радуется происходящему. Там всегда было довольно большое число людей, живущих с дулей в кармане, и им сегодня хорошо. Плохо только тем, которые страдают о Церкви, потому что любят её всем нутром. Им сейчас плохо, потому что рвётся тело и льётся кровь. Одной трети, может быть, плохо, одна треть ничего не поняла в силу какой-то природной слепоты, а ещё одна треть просто радуется. Но мы сами всё это переоценили и прохлопали. И я считаю это нашей виной.
– Но некоторые из первой трети, я имею в виду наших священнослужителей и даже иерархов, продолжают держаться нашего церковного единства. При том, что рискуют буквально каждый день, каждый день может стать для них последним. Есть ли у вас какие-то слова для этих людей, многих из которых вы знаете лично?
– Скажу так: возлюбленные братья и сестры, не геройствуйте. Вы находитесь лицом к лицу, как христиане Пергамской Церкви в Апокалипсисе, у престола сатаны. То есть живёте там, где поставил престол свой сатана. Будьте подобны тем семи тысячам мужей, о которых сказал Бог пророку Илии. Илия думал, что он один, а Бог сказал, что соблюл семь тысяч мужей, не поклонившихся Ваалу. Их никто не знал по именам, как и сегодня на Украине, где стоит престол сатаны, но это самые дорогие души. Поэтому берегите свои души, вы нам ещё очень сильно пригодитесь: и Церкви, и людям, когда престол сатаны будет низвергнут.
Традиционные ценности и русская суверенная идеология
– Мы уже говорили о двух важнейших принятых законах. Но был ещё один очень важный Указ главы Государства Российского об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Буквально перед этим на Всемирном Русском Народном Соборе мы говорили, что России не хватает суверенной идеологии, которая прямо запрещена навязанной нам в 1993 году Западом Конституции. И вдруг впервые на уровне главы государства утверждаются, по сути, основы этой идеологии...
– Страной не должна управлять кухарка. Здесь Владимир Ильич был не прав. Это – тяжелейший труд. И здесь должна быть своя аксиология. И, как в любой науке, должен быть какой-то вводный курс, объясняющий предмет. Страна не может существовать сама собой. Люди безбожные считают, что мир возник сам собой, поэтому они верят и в прочие вещи, которые, типа, сами собой происходят. Например, в "невидимую руку рынка" и само по себе существующее государство.
На самом деле ничего само собой не бывает. Мы верим в Творца неба и земли, сами одарены творческим началом, и всё, что мы делаем, вкладываем в это своё понимание, своё мировоззрение. Как в математике есть точка и прямая, не требующие доказательств, так есть своя аксиология и в государстве.
Если правитель и любой человек внизу социальной лестницы не говорят на одном языке и не разделяют общую "ценовую планку" в отношении жизни, смерти, болезни, радости, патриотизма, труда, семьи, тогда страна, разделившись сама в себе, не устоит. Нам нужно, чтобы человек наверху и человек внизу, человек в середине и человек ближе к низу или ближе к верху одинаково смотрели на базовые вещи, касающиеся нашего общежития. Чтобы у них был один освящённый традицией взгляд на такие принципиально важные вещи, как рождение и смерть человека, труд, армия, война, созидание, искусство, наука... Это – базовые элементы, которые должны быть одинаковы.
То есть, по сути, идеология – это воздух, которым дышат все. И если его нет, а каждый ходит в своём противогазе, тогда мы имеем сумму индивидуумов, но не имеем общего тела. Поэтому очень сильно ошибаются те, кто считает, что идеология не нужна.
– Если мы сможем утвердить эти традиционные ценности не просто на бумаге, а в нашей русской жизни, это оружие будет сильнее, чем оружие ядерное, оружие сдерживания?
– Конечно. Это самое настоящее оружие. Кажется, кто-то из парфянских царей говорил римлянам: ты – командующий изнеженными развратниками, а я командую людьми, которые не боятся голода, холода, огня и воды, один из которых дороже твоей тысячи. Ценность нашего народонаселения измеряется глубиной евангельского мышления. Но не только. Евангелие не у всех в голове живёт, а стихийное русское чувство воли, достоинства, чести, жертвенности ("сам погибай, а товарища выручай") делают народ непотопляемым.
– Возвращаясь к СВО. Мы увидели эти качества у совсем ещё молодых ребят, многие из которых на гаджетах воспитывались. Откуда взялась эта высота духа?
– Это новое откровение о русском человеке. Мы думали, что всё уже сгнило и завоняло, что все обабились, развратились, сидя каждый в своей клетушке, посасывая пивко и смотря что-то на компьютере. Но на самом деле русские люди какими были, такими и остались. Бесшабашными, храбрыми, широкими, смелыми. Живущими весело и умирающими без страха.
Есть, есть настоящие русские люди. И самое интересное, что все, кто воевал, даже если ногу или руку оторвало или контузило крепко, рвутся обратно. И те, которые находятся там, знают, что смерти нет, они знают, что и страха нет, и воевать надо, и добить врага. Добить эту гадину, добить до конца, размозжить ей голову так, чтобы только хвост болтался.
Молитвенные чаяния о 2023 годе
– Отец Андрей, любые прогнозы неблагодарны. Особенно в наше время. Но о чём ваши главные молитвы и чаяния в последний день уходящего года и о годе наступающем?
– Открою небольшой личный секрет: в последние месяцы я молюсь, чтобы Господь Бог сокрушил всякий лукавый помысел, движимый на нас от наших подлых врагов. Молюсь о том, чтобы всемогущая Десница Божия рассыпала в прах и посрамила все лукавые измышления наших осатаневших недругов. И чтобы с небес была помощь послана, как Моисею на Амалика и Давиду на Голиафа... Чтобы с Небес пришла помощь на войска наши, на конечное сокрушение всех наших врагов, кто бы они ни были...
Потому что дело не в том, чтобы мы победили ради гордости нашей. Дело в том, что если жизнь на земле ещё должна продолжиться, то Россия победит. Если же жизнь завершается последними страницами Апокалипсиса и мы неизбежно вползаем в конечное торжество зла, то только тогда Россия проиграет. Это именно провиденциальная вещь. Если в Божьих планах есть ещё возможность пожить всем, и китайцам, и индусам, и африканцам, тогда мы победим. А если Бог решил, что уже всё, это финальные акты истории.
– Отец Андрей, и в заключение всё-таки прошу несколько слов вашего благословения нашим зрителям...
– Дорогие братья и сестры, берите, пожалуйста, в руки Святое Евангелие и входите в новый год с молитвой о тех грехах, которые совершили в минувшее лето. Два слова нужно сказать, заходя в новый год: прости меня, Господи! И ещё несколько слов: благослови, Господи, год начинающийся.