Социальный взрыв, ядерная война и конец всей цивилизации. Чем грозит энергетический кризис
Энергетика – это одна из самых актуальных тем текущего года, она является ключевой для понимания ситуации в мировой экономике и её перспектив. Между тем энергетический кризис в Европе в самом разгаре. Без русского газа Германия сможет прожить максимум до февраля. Что будет дальше и что нужно делать России?
Глава Федерального сетевого агентства Германии Клаус Мюллер заявил, что запасов газа в стране зимой хватит всего лишь на два – два с половиной, максимум три месяца, в случае остановки поставок из России. Под "зимой" подразумевается не только календарное время года, а весь отопительный период, который длится с ноября по первую декаду апреля.
Мюллер предупредил, что с учётом риска более прохладной, чем обычно, осени и вероятности дальнейших перебоев с поставками установленная правительством цель по заполнению хранилищ на 85% к октябрю может оказаться сложной, а 95% к ноябрю – "труднодостижимой":
Не могу обещать вам, что все хранилища в Германии будут заполнены в ноябре на 95%, даже при хороших условиях спроса и предложения. В лучшем случае эта цель будет достигнута в трёх четвертях из них.
16 августа стоимость газа в Европе в моменте превышала уровень 2600 долларов за тысячу кубометров. На следующий день торговалась в районе 2400 долларов. По оценке "Газпрома", если тенденция сохранится, то зимой мы увидим цифру в четыре тысячи долларов за тысячу кубометров.
На этом фоне энергоёмкие предприятия в Европе закрываются с удивительной, просто невообразимой скоростью. Например, в среду пришла информация о прекращении работы крупнейшего в Словакии завода по выпуску алюминия. Предприятие успешно работало на протяжении 70 лет. Однако сейчас оно не в состоянии выдержать столь высокие цены на электроэнергию. От государства поддержки тоже никакой нет.
Эту тему в программе "Царьград. Главное" ведущий Никита Комаров обсудил с членом комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустамом Танкаевым.
Они не понимают, что происходит, – хранилища должны пополняться постоянно
Никита Комаров: Когда мы слушаем заявления представителей Германии, такое ощущение складывается, что правая рука не знает, что делает левая. Министерство экономики говорит: всё в целом нормально, хранилища заполняются, уже 77% у них, и вроде бы как-то перезимуем.
Федеральное сетевое агентство заявляет обратное: при остановке поставок газа из России хватит где-то на 2–2,5 месяца. Мы же помним, что "Северный поток – 1" на 20% только работает. Понятно, что с такими запасами пять месяцев они не протянут. С чем, на ваш взгляд, связаны такие противоречивые заявления? Они действительно не понимают, что делать, и не могут адекватно оценить обстановку?
Рустам Танкаев: Да, по большей части они не понимают, что происходит. На самом деле ситуация, с профессиональной точки зрения, достаточно простая. Вся система обеспечения энергией промышленности и населения рассчитана на то, что происходит постоянный подток энергии, поставки газа, поставки других энергоносителей.
А хранилища, которые есть, они служат только демпфером, на случай каких-то очень больших колебаний потребления в случае низких температур или ещё каких-то скачков. В этой ситуации, конечно же, говорить о том, что чисто хранилища могут обеспечить отопительный сезон, просто смешно.
Объёмов хранилищ, даже при самом жёстком режиме экономии, хватит, действительно, на 2,5–3 месяца. И не более того. Необходимо постоянно поддерживать поставку энергии в виде газа, нефти, нефтепродуктов, угля и так далее.
Я хочу напомнить, что даже уголь является одним из основных продуктов поставок из России в Европу. В прошлом году было поставлено 50 миллионов тонн угля. Это огромная цифра.
– А с августа они ввели эмбарго.
– Да, сейчас эмбарго. А это значит, что газ должен заместить тот уголь, которого не было. Конечно, какое-то количество угля можно на территории Европы добыть, безусловно, но…
Рустам Танкаев: "В Европе атомные электростанции можно строить только на Русской платформе, а она на 100% находится на территории России". Фото: Царьград
Остановить АЭС – решение верное. Иначе получат вторую Фокусиму...
– Они из ЮАР уголь импортируют, в восемь раз страны Евросоюза нарастили закупки. Здесь, опять-таки, вопрос цены. Но меня удивляет ситуация, при которой Германия до сих пор хочет вывести из строя блоки атомных электростанций. Это какая-то шизофрения у них происходит. Вы с чем связываете это? С деградацией европейской элиты, с потерей профессиональных качеств? Почему, казалось, простые вещи, которые мы с вами, не министры, понимаем, для нас это очевидно. А для них – нет.
– Я вам скажу, что это абсолютно профессиональное решение – вывести из эксплуатации атомные электростанции на территории Южной Европы. И это то, что необходимо сделать.
Видите ли, на земле есть ограниченное количество мест, где можно реально строить атомные электростанции. На европейском континенте это Среднеевропейская платформа, докембрийская. Ещё её называют Русской платформой, потому что она на 100% находится на территории России.
Это единственная территория в Европе, где можно строить атомные станции. Все остальные территории – это угроза Фукусимы или Чернобыля. С этой точки зрения, они решение приняли правильное. И принимали его не министры, а атомщики, энергетики, геологи. А политики в этом не участвовали.
Сейчас политики требуют, чтобы атомные станции оставили. Но в какой-то момент может ударить, может случиться землетрясение, и мало никому не покажется.
Выборы покажут, что выиграют политики, которые против санкций
– Тогда напрашивается следующий вопрос. Франция, по-моему, на 80% обеспечивает свою энергетическую безопасность с помощью АЭС. Но если тенденция закрытий атомных электростанций продолжится, они должны будут чем-то заменять эту электроэнергию. А других источников, как мы видим, нет. Что, на ваш взгляд, победит – политика закрытия атомных электростанций, или они, может быть, какие-то корректировки внесут?
– Это всё обсуждается не на уровне политиков и руководителей. Всё это обсуждается в настоящее время на уровне избирателей. В сентябре первые выборы в Европе, которые пройдут в Италии. И они уже покажут, что выигрывать будут только те политики, которые выступают за отмену санкций, за отмену ограничений поставок энергоносителей из России.
Потом, в октябре, массово пройдут выборы в остальном Евросоюзе. И там эта ситуация будет ещё усугубляться. После этого давление со стороны электората будет только увеличиваться. И причём не только через избирательные бюллетени. Вполне вероятен и какой-то серьёзный социальный взрыв.
Поэтому нас ожидает очень горячая осень. Я имею в виду и нас тоже. Потому что мы, к сожалению, так же находимся в Европе, и мы не можем сбежать никуда. Мы здесь живём.
– Но у нас-то газ есть.
– Да, у нас газ есть, но тем не менее это тоже может случиться. Надо помнить о том, что в случае социального взрыва руководство стран, которые обладают ядерным оружием, может потерять контроль над этим оружием. И тогда это ядерная война и конец земной цивилизации. Перспективы совсем не радужные.
Программа "Царьград. Главное" выходит на "Первом русском" каждый будний день в 18:00. Не пропустите!