Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Война зэков: Что изменилось после Пригожина
Скриншот ТГ-канала "Кепка Пригожина"
Армия

Война зэков: Что изменилось после Пригожина

Заключённые, вернувшиеся после СВО, – для либеральных СМИ одна из любимых тем. Ведь она позволяет обличать спецоперацию, не рискуя схлопотать за это штраф или "почётное" звание иноагента: дескать, мы же ничего не придумали, есть реальный случай – бывший зэк, прошедший через спецоперацию, совершил проступок. Проблема есть? Есть. Об этом нужно писать? Нужно. Но писать можно по-разному. И истории заключённых – тоже очень разные. Подробности читайте в материале Царьграда.

Во время Великой Отечественной войны осуждённый менее чем на 5 лет должен был провести в штурмовом отряде (то есть в штрафбате) месяц. Осуждённый на 5−8 лет − два месяца. Осуждённый на 10 лет  − три месяца. После этого штрафник отправлялся в обычное подразделение. Раньше срока боец покидал штрафбат в случае ранения.

Спасли фронт. Как и в 1942-м

Напомним, при каких обстоятельствах заключённых начали привлекать к участию в СВО. Зэки стали массово писать прошение на фронт ещё весной 2022 года. И летом их начали призывать. Обстановка на фронте тогда складывалась тяжёлая. Уже в конце марта стало ясно: для полноценного ведения боевых действий на огромной территории российским войскам элементарно не хватает численности.

Всего на том этапе было задействовано порядка 200 тысяч человек, включая мобилизованных дончан. Для сравнения: СССР освобождал Украину в Великую Отечественную войну силами в 10 раз большими. Как следствие, уже в конце марта начались жесты доброй воли − болезненные отходы из-под Киева, Харькова и других городов. А проводить мобилизацию российская власть упорно не желала.

После того как основатель "Вагнера" приехал в одну из колоний и стал вербовать заключённых в ряды ЧВК, зэки стали массово писать прошения об отправке на фронт ещё весной 2022 года. Скриншот кадра видео группы "ОКО"/vk

Именно в этот период и приступили к вербовке заключённых, а осенью, после нового отступления в Харьковской области, мобилизацию всё-таки объявили, а набор зэков принял массовый характер. Только в ЧВК "Вагнер" из колоний пришло 50 тысяч человек.

Зэки стали некой палочкой-выручалочкой. Можно сказать, они наряду с мобилизованными внесли в СВО перелом. Причём, в отличие от последних, бывших сидельцев сразу стали использовать в роли штурмовиков.

Заключённые, завербовавшиеся в ЧВК, смогли внести вместе с мобилизованными перелом в ход спецоперации. Скриншот кадра видео группы "ОКО"/vk

Интересно, что во время Великой Отечественной штрафбаты появились при схожих событиях в тех же самых местах. Весной 1942 года Красная Армия тоже предприняла масштабное наступление на Украине и потерпела серьёзное поражение под Харьковом. Деморализованные части покатились назад. Тогда-то 28 июля и вышел знаменитый приказ Сталина №227 "Ни шагу назад!", которым были введены штрафбаты и заградотряды.

Штрафные роты и батальоны, состоявшие из заключённых и провинившихся военнослужащих, тоже были штурмовыми отрядами. Они вели наступление на самых тяжёлых участках и несли потери в пять раз большие, чем другие подразделения. Через них в ходе войны прошло 430 тысяч человек, половина из которых погибли или были ранены.

Штрафники котировались в конце войны, когда в стране уже шла тотальная мобилизация. Это был боевой костяк. Помню, за Одером ко мне пришёл командир соседней части и попросил дать ему пятерых зэков, чтобы гвардейцев в атаку поднять,

вспоминал командир штрафной роты, Герой Советского Союза Зия Буниятов.

Штрафбат — штрафное подразделение в ранге батальона. Туда направлялись военнослужащие офицерского состава всех родов войск, осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Фото: Commons

Война зэков

В ходе СВО произошёл второй в истории нашей страны массовый призыв заключённых в действующую армию, и он вызвал в колониях небывалый отклик.

Летом прошлого года я анализировал письма, поступавшие Евгению Пригожину на открытые интернет-ресурсы. Среди них было много обращений от зэков и их родственников. Попасть на фронт стремились не только сами заключённые, за них просили их матери и жёны:

Помогите сыну отправиться на войну… Прошу вас как мать. Это решение моего сына, и я поддерживаю его выбор. Чтобы освободить нашу страну от нечисти.

На первый взгляд, письмо неправильное – ведь с нечистью наши солдаты воюют не у себя в России, а на Украине. Но если вдуматься, всё верно: СВО носит именно такой очистительный характер, как указано в письме: на её фоне проявляется вся нечисть, засевшая в тылу.

Письма поступали как с мужских зон, так и с женских. На фронт просились в том числе те, кому оставалось сидеть 2-3 месяца. Просились с лёгких режимов (принудительных работ), с условного срока. Причём многие зэки знали, что служить предстоит именно в штурмовых отрядах, где выживаемость составляет порой 10–20 процентов.

Для этих людей было важно не освободиться, а именно пойти воевать за Родину. И ещё они увидели в СВО счастливую возможность расстаться с прошлым. Я слышал от многих: "Хочу изменить свою жизнь",

рассказывал мне протоиерей Сергий Оржаховский, окормляющий бойцов штурмовых батальонов "Шторм Z".

ОТЕЦ СЕРГИЙ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ ЗНАЕТ О МОТИВАЦИИ ЗЭКОВ, УШЕДШИХ НА СВО. ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА О. СЕРГИЯ

Другой священник  отец Алексий из Подмосковья высказался о зэках-штурмовиках так:

Бывшие заключённые делают одну из самых тяжёлых и грязных работ на этой войне. Они первыми идут на штурм. Порой необходимо решать такие задачи, когда понятно, что после их выполнения назад вернутся немногие. И эта работа часто ложится именно на заключённых. И если эти люди, понимая, что их ждёт, берутся за неё, то, наверное, у каждого из них есть хотя бы малая доля желания измениться. В реальности ими может двигать целый комплекс мотивов. Но то, что в основой своей массе эти люди являются героями, – непреложный факт.

Слава богу, я убит

Десятки тысяч запутавшихся людей увидели в СВО шанс "распутаться". О том же писали Пригожину:

Согласен подписать договор в самую боевую точку – только помогите. Меня подозревают как наводчика на вооружённое нападение. Пригласили как свидетеля, а переквалифицировали в подозреваемого. У меня две дочери: перед ними лучше погибну на войне, чем здоровье просто так оставлю в тюрьме.

Зэки стали некой палочкой-выручалочкой. Они внесли в СВО перелом. Бывших сидельцев сразу стали использовать в роли штурмовиков. Фото: Petrov Sergey/news.ru/Globallookpress

Расстаться с прошлым не у всех получилось. Вот что написала жена о муже, сидевшем в колонии и погибшем на спецоперации:

До СВО периодически звонил и спрашивал про дочь… Он пошёл туда, чтобы доказать мне. Что, мол, вот я вернулся с деньгами, без статьи, чистый. Но, увы.

В своём стремлении очиститься эти люди взвалили на себя тяжкий крест. Читая письма Пригожину от родственников погибших заключённых, невольно вспоминаешь слова ещё одного Героя Советского Союза, воевавшего в штрафной роте во время Великой Отечественной войны, – Владимира Карпова, ставшего после войны писателем. Он так передал последние слова своего смертельно раненного сослуживца:

Если бы вы знали, как я устал! Я очень боялся, что умру без пули. Без крови. Не сниму с себя обвинения. И вот, слава богу, я убит. Очень прошу сообщить домой в Ленинград… Теперь жене, дочери… легче жить будет…

По свидетельству протоиерея Сергия Оржаховского, поначалу добровольцев из колоний приняли в войсках настороженно, не знали, чего от них ждать. Но сейчас окружающие, в том числе командиры, относятся к ним с большим уважением. Потому что, воюя в штурмовых отрядах, они доказали свою надёжность и храбрость.

Воюя в штурмовых отрядах, добровольцы доказали свою надёжность и храбрость.Скриншот ТГ-канала "Кепка Пригожина"

Но это на СВО – там в них остро нуждались. А на "гражданке" всё иначе. Здесь им ещё доказывать и доказывать. Здесь они для многих по-прежнему прежде всего бывшие зэки.

Вот выдержка из письма:

Пишет Вам сын одного из Ваших бойцов. Мой отец с позывным "Думдэй" получил ранения под Бахмутом. Ему сделали операцию по удалению осколков. В данный момент он находится в Липецке под домашним арестом по обвинению в преступлении, которое он якобы совершил в 2020 году, но, как утверждает потерпевший, он не совершал, но следствие надавило на потерпевшую, чтоб она дала показания, какие нужны следствию. Прошу оказать содействие в решении вопроса. (01.05.2023)

Для одних пугало, для других – Божье чудо

Сегодня в России существуют огромные проблемы с реабилитацией людей, вернувшихся с СВО. А у бывших заключённых, помимо посттравматического синдрома, ещё и букет других социальных болезней. У многих проблемы с жильём, с работой, а общество на них смотрит косо – во многом ещё и потому, что любой проступок кого-то из них мгновенно предаётся огласке в СМИ. Ну, и как тут опять не упасть?

Ожидать того, что все заключённые, ушедшие добровольцами на СВО, изменились и стали добропорядочными гражданами, конечно, наивно и глупо. Понятно, что определённая их часть вернётся к своим порокам. Даже в мирной жизни человеку, совершившему преступление и стремящемуся изменить себя, трудно это сделать. Нужны годы кропотливой работы над собой. Безусловно, СВО меняет определённую часть этих людей, и большинство из них по возвращении со спецоперации как минимум пытаются измениться, встать на правильный путь, и в этом им честь и хвала. Тут самое главное: если государство дало этим людям шанс, то оно должно сделать и следующий шаг – создать систему работы с ними, которая подхватит проявившийся в них порыв. Поможет стать лучше и вернуться к нормальной жизни,

считает отец Алексий.

Ветеранов СВО из числа бывших заключённых нужно, с одной стороны, контролировать, а с другой – помогать. А те, кто пугает ими людей на гражданке, внушают населению: "был подонком и остался подонком", делают то, чем занимались и раньше – стараются внести раскол в общество. 

Владимир Путин 13 июня 2023 года привёл такую статистику: рецидив среди людей, отбывших наказание, в некоторых случаях достигает 40%, а среди освободившихся "через СВО" – 0,4%… То есть в сто раз ниже!

Владимир Путин 13 июня 2023 года привёл такую статистику: рецидив среди людей, отбывших наказание, в некоторых случаях достигает 40%, а среди освободившихся "через СВО" – 0,4%… То есть в сто раз ниже! Фото: Царьград/Dmitriy Kandinskiy/Shutterstock

Совсем недавно я неформально общался с полицейскими Петербурга. По их словам, никакой вспышки преступлений, совершаемых ветеранами СВО, в настоящее время нет. В криминальной жизни города гораздо сильнее выделяется совсем другая категория преступников – мигранты.

В письмах Пригожину было много личных историй. В том числе со счастливым концом. О которых либеральные СМИ никогда не напишут. Например, вот такое письмо пришло от женщины, бывшей сотрудницы ФСИН, потерявшей веру в судебную систему после того, как посадили её сына:

Моего сына осудили по ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки. — Прим. авт.) к 10 годам ИК строгого режима. Находясь в следственном изоляторе, сын прислал мне письмо со словами: "Мама, я не знаю, за что я здесь". Я родила этого человека, я его воспитала в духе патриотизма, он стал офицером, и я как мать уверена, что дело в отношении моего сына было сфабриковано на основании фальсификации доказательств, подлогов... В то время, пока сын находился в зоне СВО, я молилась за него и каждый раз повторяла: "Господи, если мой сын невиновен, верни мне его".

И сын вернулся. Теперь эта женщина признаётся, что каждое утро, просыпаясь, благодарит Бога за это чудо.

Что изменилось

Если осенью 2022 года заключённых привлекали к участию в СВО на полгода, а потом они получали помилование, то теперь порядок прохождения ими службы изменился. Вместо помилования им оформляют условно-досрочное освобождение и они должны, как и мобилизованные, участвовать в спецоперации до её окончания. И только тогда будут помилованы. Впрочем, это может случиться и досрочно – в случае получения награды или ранения.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Пришёл наш черёд объявить Западу холодную войну: 24 октября — день, который войдёт в историю "Табор вернулся и готов мстить": В Коркино зреет новый бунт. Чем ответит Жога НАТО решило унизить Россию на Чёрном море. А мы можем разбомбить проливы и перекрыть Дунай. Разбор эксперта "Катастрофически не хватает штурмовиков": Подоляка забил тревогу. Выход из Курахово запечатывают – сводка СВО глазами военкоров Продать жизнь за благо семьи: Правда о мясных штурмах и лишних людях на СВО от боевого командира
Мария Шукшина откровенно о важном
В прямом эфире: