Встреча Путина и Эрдогана глазами западного журналиста
Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились продолжить сотрудничество в Сирии, несмотря на то что Турция и силы Башара Асада фактически оказались на грани войны в Идлибе
О чём думает американский журналист, когда видит их снова вместе? Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Руководителя страны, которую истеблишмент считает главным геополитическим соперником США в мире, и главу натовского государства.
Для западного корреспондента Путин – крутой политик. Таких ярких и сильных государственников он очень хотел бы видеть у себя на родине. Но их нет. Поэтому то и дело российский президент появляется на обложке какого-нибудь журнала Time. Но открыто сказать об этом обозреватель Bloomberg или CNN не может. У него чёткая установка: «Путин – диктатор», как и Асад, Мадуро и далее по чёрному списку. А «диктатором» восхищаться в демократической стране запрещено.
Генералы уходят в отставку, отказывают президенту: Как турки сдаются под напором сирийцев. Надежда на Путина?
С другой стороны, есть вроде бы свой Эрдоган. Турция – член НАТО, стремящаяся в ЕС. Но он тоже не подходит. Турецкий президент гнобит оппозицию, преследует гюленовцев, «нарушает права человека» и расширил свои полномочия после конституционной реформы. Но бог с ней, с демократией. Этот «свой сукин сын» ещё и дружит с Россией, создаёт какой-то там тройственный союз, где есть и другой противник США – Иран. Плюс к этому Эрдоган покупает у русских С-400, вместо того чтобы закупать у американцев Patriot.
Как бы было неплохо рассорить этого «заклятого друга» и «геополитического противника номер 1». Или лучше пусть сами ссорятся. А то коллега из Царьграда или турецкого Hurriyet снова обвинят американцев в том, что это с их авиабазы Инджирлик пускают ракеты, сбивающие русские Су-24. Что это США сеют раздор между великим русским и турецким народом. Как будто это они, американцы, 12 раз воевали с ними!
ЗРК С-400 Фото: Viacheslav Lopatin / Shutterstock.com
За эти два года, с тех пор как Эрдоган впервые назвал Путина «мой дорогой друг», можно было уже несколько раз развалить «астанинский треугольник». Каждый раз, когда войска друга Москвы Башара Асада вышибали оппозицию из пригородов Дамаска, Деръа и других провинций Сирии, Эрдоган поднимал страшный вой.
Эрдоган прощупывает почву: Политолог о двух проблемах, мешающих диалогу России и Турции
Когда в апреле 2018-го натовские Tomahawk бомбили базы Асада, турецкий султан аплодировал США. Но он так и не разругался с Путиным. Более того, победы сирийской армии над друзьями Эрдогана никак не испортили российско-турецкие проекты. Путин и Эрдоган успешно запустили АЭС «Аккую», «Турецкий поток» и поставки С-400.
Единственная надежда была на Идлиб – последний бастион сирийской оппозиции. В сентябре Россия и Турция подписали сделку о перемирии. Эрдоган обязался очистить провинцию от «Ан-Нусры»*, но не справлялся с дедлайнами. Каждый раз, когда Асад грозился перейти в наступление, президент Турции тут же вылетал в Россию и уговаривал своего друга Путина дать ему новую отсрочку. И Путин соглашался.
Фото: www.globallookpress.com
Сейчас американцы были близки к своей цели как никогда. Асад разбомбил турецкий конвой близ Хан-Шейхуна. Турки пригрозили нанести ответный удар. Путин, конечно, отправил своих военных охранять турецкий наблюдательный пункт Морек. Но Эрдоган снова в Москве. И, кажется, ему снова удалось найти общий язык с Путиным.
С президентом Турции мы наметили дополнительные совместные меры для нейтрализации террористических очагов в Идлибе,
– сказал сегодня российский президент на совместной пресс-конференции в Жуковском.
Договорённость между Россией и Турцией – прогресс для них, но временный. Ведь все эксперты говорят, что Идлиб – бочка с тротилом. И рано или поздно она рванёт. Асад будет снова и снова пытаться полностью подчинить провинцию, а Турция – этому сопротивляться. И каждый раз России придётся делать сложный выбор. Как бы помочь Дамаску уничтожить террористов, но и не разругаться со столь ценным экономическим партнёром, как Турция?
Вслед за С-400 Эрдоган захотел присоединиться к производству российского Aurus
Чем больше будет обостряться ситуация в Идлибе, тем больше возможностей для США. Да, между американцами и турками куча проблем. США исключили Турцию из программы F-35, свернули переговоры о продаже ПВО Patriot и вводили экономические санкции. Тем не менее им есть что предложить Эрдогану.
В Сирии для Эрдогана первичная головная боль – курды. «Отряды народной самообороны» (YPG). Если Пентагон сможет создать вместе с турками 30-километровую зону безопасности, в которой не будет курдских боевиков, США устранят главную занозу на теле американо-турецких отношений. Смогут полностью переключить внимание Эрдогана на Идлиб, пообещав ему поддержку в противостоянии с Россией. Пока сирийско-турецкая граница контролируется американскими союзниками-курдами, Путин и Эрдоган всегда смогут найти компромисс, объединившись вокруг общей угрозы.
*«Джебхат ан-Нусра» – запрещённая в России террористическая организация.