Сергей Глазьев: Мы могли избежать катастрофы, но никто не слушал
Академик РАН Сергей Глазьев напомнил о собственных прогнозах, прозвучавших в эфире федерального телевидения ещё в 2015 году. К сожалению, либеральный финансово-экономический блок слушать их не стал. А если бы было иначе, Россия избежала бы катастрофы.
В личном телеграм-канале экономист, академик РАН Сергей Глазьев напомнил о своём интервью журналисту Владимиру Познеру в эфире федерального телевидения. Тогда Глазьев говорил об ошибочном пути, выбранном федеральным финансово-экономическим блоком России. Однако с кривой дорожки упомянутый блок не свернул. В результате теперь приходится констатировать:
Листая старые страницы, удивляешься точности сделанных прогнозов. Если бы к ним прислушались и своевременно приняли бы предлагавшиеся научно обоснованные меры, то мы бы жили сегодня намного лучше и спокойнее, катастроф удалось бы избежать.
Сергей Глазьев напомнил, что уже через неделю на семинаре в институте "Царьград" состоится обсуждение его доклада "30 лет блуждания в трёх соснах: российская экономика в объятиях коррумпированной бюрократии и лапах компрадорской олигархии". Мы в том числе обязательно расскажем о дискуссии, а пока напомним, о каких ошибках ранее говорил Сергей Глазьев в эфире "Первого русского".
Например, в комментарии для программы "Царьград. Главное" Глазьев оценил стратегии центральных банков в разных странах и раскрыл, какой должна быть оптимальная денежно-кредитная политика. На Западе разворачивается банковский кризис, и виной тому возникновение финансовых пузырей. Они появились, поскольку регуляторы в США и ЕС активно поддерживают коммерческие финансовые учреждения, давая им доступ к дешёвым кредитам.
Эта мера, с одной стороны, довольно эффективна. В период кризиса 2008 года она помогла поддержать экономическую активность, которая начала валиться вниз.
Если бы ЦБ этого не сделал, то Запад погрузился бы в Великую депрессию, как было в 1930-е годы. Они насытили экономику деньгами, но не смогли перевести её в режим роста. Вместо Великой депрессии пошла великая стагнация. Это к вопросу о том, что денежная политика должна быть частью общей стратегии развития. Если она начинает играть какую-то самостоятельную роль, то возникают перекосы, которые способны усугубить кризис,
- пояснил эксперт.
В данном случае политика количественного смягчения привела к появлению финансовых пузырей. Но их можно было избежать. Например, в Китае низкие процентные ставки, высокая монетизация экономики, гигантское расширение кредита и нет финансовых пузырей, есть экономический рост. Всё потому, что денежная политика в КНР встроена в общую стратегию управления развитием. То же касается и Японии.
В России же ситуация противоположна западной: наша политика тоже падает, но в другую сторону. Глазьев объяснил главную ошибку отечественного Центробанка во главе с Эльвирой Набиуллиной:
Пользы от нашего ЦБ сегодня нет никакой. Он не поддерживает экономику, не поддерживает развитие. Если в Америке ФРС организовала безграничное кредитование привилегированных банков, которые начали лопаться, то мы ухитряемся жить вообще в условиях отсутствия кредита. Между этими двумя диаметрально противоположными примерами нужно искать золотую середину. Примером являются страны Юго-Восточной Азии, где денежная политика органично встроена в общую политику развития, государство через центральные банки обеспечивает кредитование роста инвестиций, и в итоге мы имеем и здоровую банковскую систему, и высокий экономический рост, и низкую инфляцию.