Удар по госкорпорациям. "Дети Чубайса" лишаются сверхдоходов в России
Государство приняло решение нанести удар по свердоходам топ-менеджеров - этих "детей Чубайса", пришедших из 90-х. Это не первая попытка властей навести порядок в этой сфере. Царьград помнит слишком много таких проектов, чтобы просто поверить обещаниям на слово.
Спрятали доходы в отчётах
Тема свердоходов руководителей госкорпораций стала больной для русского общества уже давно. В самом деле, организации, которые в первую очередь призваны делать богаче жителей страны, на самом деле работают на обогащение своих собственных руководителей. Ещё памятны безумные деньги, выкачанные Чубайсом из "Роснано". А гигантские выплаты топ-менеджерам "Почты России", "Аэрофлота" и ВТБ уже стали притчей во языцех. После того как стали известны доходы Андрея Костина, эти данные и вовсе исчезли из официальных отчётов.
Но теперь, кажется, сверхдоходам непонятно за какие заслуги наступил конец. "Коммерсантъ" сообщил о постановлении правительства, вводящего новую систему премирования руководителей государственных корпораций. Главы 117 компаний будут получать годовое вознаграждение в зависимости от реализации действительно значимых проектов и по достижении ключевых показателей эффективности.
Тяжёлое наследие советского прошлого
Если вы считаете, что сверхдоходы руководителей госкорпораций - история лишь дня сегодняшнего, то вы сильно ошибаетесь. Эта система появилась ещё в советское время, где была сформирована уникальная система, слабо коррелировавшая доходы руководителей разных уровней с успехами их предприятий. Разумеется, доходы тогдашних глав оборонных заводов и ведомств ни в какое сравнение не идут с миллионами, которые гребут лопатами нынешние "дети Чубайса". Но и там, и там к зарплате прилагаелся солидный пакет государственного обеспечения.
Ещё одна беда нашего общества - так называемые "золотые парашюты". Даже после серии длительных неудач руководителей ждёт увольнение с очень приличными выплатами по должности. Главное в этой истории - не уйти с уголовным делом.
Первые результаты реформы уже заметны. После обещания ограничить сверхдоходы последовала целая серия отставок в топ-менеджменте таких компаний как РЖД и "Транснефть". В то же время нам представляется, что директора бегут скорее от санкций, от изъятия зарубежной собственности и блокировки счетов, чем опасаясь снижения своих доходов.
Что с того?
Само по себе новое решение, безусловно, неплохое. Напрямую привязать зарплату к доходности не всегда можно: на госкомпаниях, как правило, лежит ощутимая социальная нагрузка, и не стоит подталкивать руководителей к тому, чтобы они эту "социалку" скидывали.
Вызывает вопросы лишь то, кто и как будет оценивать "отраслевые показатели, увязанные с национальными целями развития". Безусловно, при наличии сформированной стратегии развития экономики такие цели есть, и они формализованы. Но именно такой стратегии – детальной, пошаговой, с верифицируемыми цифрами – у нас не существует сейчас и явно не будет завтра. Вопрос: как же мы сможем сегодня перевести человека на оплату по ключевым показателям эффективности, если эти самые показатели либо отсутствуют в природе, либо не согласованы между собой?
В нынешних формулировках размер вознаграждения, по сути, остаётся на усмотрение совета директоров, произвольно трактующего множество параметров. Решение этого совета утверждается в правительстве – и тут, опять же, результат больше зависит от способности руководителя произвести впечатление на министерскую верхушку, чем от его реальной пользы для государства. То есть не меняется ничего.
Поэтому сейчас нам нужны не КПЭ, не цепочки начальников, оценивающих ещё одного начальника, а чётко проговоренный абсолютный потолок годовых выплат руководителям. И не 30 миллионов, а существенно, намного меньше. Опасаться нечего: миф о том, что высокие зарплаты предотвращают коррупцию, разоблачён в России сотнями менеджеров и чиновников.
Хотя бы на время спецоперации: максимум по миллиону в месяц – и хватит. Как думаете?