"Уношусь далеко-далеко в небо": В космосе атеист Леонов яро поверил в Бога, а на Земле видел "космические сны"
На 86-м году жизни не стало легендарного космонавта Алексея Леонова. Источник сообщает, что он до самой последней минуты был борцом, как и в космосе. И не собирался без боя уступать своей болезни. "Уношусь далеко-далеко в небо", - так описывал Леонов свои "космические сны", а еще рассказывал, как он поверил в Бога в космосе, хотя был атеистом.
Алексей Леонов был одиннадцатым советским космонавтом и первым человеком, вышедшим в открытый космос. Ему было 85 лет. Свой юбилей - 85 лет - 30 мая он отмечал в больнице. В последнее время он много лечился - и в наших клиниках, и в зарубежных. Ничего не поделаешь - возраст. Со дня его рождения прошло чуть более четырех месяцев, 11 октября Алексея Леонова не стало, пишет Nation News.
Но с нами навсегда останется его наследие: картины, книги, образы в фильмах.
"Иногда меня спрашивают, вижу ли я космические сны? - писал он в своей книге "Время первых". - …Помню, находясь на обрезе шлюза «Восхода-2» в разбухшем скафандре, подумал: "Господи, помоги мне войти обратно!" А ведь я атеист, и не робкого десятка вроде! Это заложено в нас где-то внутри. Хочется пристального внимания к тому, что ты делаешь. И если это дело правое и Кто-то видит, что ты не смалодушничал, честно трудишься, можно тебе и чуть-чуть помочь. <…> Хоть давно уже на пенсии, однако по ночам то и дело снится, что летаю: или на самолете, или на космическом корабле уношусь далеко-далеко в небо. И такая тоска охватывает…"
"Орёлики", "балахонщики" и 3000 кандидатов
В свое время Алексей Архипович Леонов, как и все мальчишки, обожал фантастические романы Жюля Верна. А еще, как и многие подростки, он был пленен красотой и строгостью формы летчиков.
Не ногами вперёд, а головой: Космонавт Леонов первым вышел в космос, нарушил правила и выжил
Мечта покорить небо окончательно вызрела тогда, когда Леонов посмотрел фильм "Истребители". Сразу после окончания школы он пошел поступать в Кременчугское летное училище. После него - в Чугуевское высшее летное училище. Однако тяга к чему-то большему оставалась, и Алексей Архипович начал участвовать в испытательных полетах.
Когда заговорили впервые об отряде космонавтов, Леонов тут же отправился проходить отбор. Было заявлено три тысячи человек. А планировали выбрать двадцать самых крепких и достойных. В число счастливчиков-финалистов попал и Леонов. Он позже вспоминал, что ученый Сергей Павлович Королёв называл эту двадцатку "орёлики".
В то время перед страной стояла важная задача - отправить человека в открытый космос. Помимо первоклассной подготовки и навыков, нужны были специфические требования по весу и росту. Под них идеально подходила кандидатура Алексея Леонова.
Сам он позже говорил, что отряд космонавтов называл не иначе, как "балахонщики" - из-за 100-килограммовых скафандров.
"Шагнул в бездну и никуда не провалился"
Тот самый легендарный полет был совершен в марте 1965 года на космическом корабле "Восход-2". Алексей Леонов был вторым пилотом, а командиром Павел Беляев. Полет длился чуть больше двух суток. Основная миссия - выполнить выход в открытый космос.
В назначенный час Леонов покинул шлюзовую камеру и удалился на расстояние пять метров от корабля. Позже в многочисленных интервью он признавался, что чувствовал себя песчинкой среди необъятной звездной бездны. Ощущения и воспоминания Леонов потом подробно записал в книгах, таких как "Пешеход космоса" и "Солнечный ветер".
"Я шагнул в эту бездну и... никуда не провалился. Завораживали звезды, - говорил Леонов. - Они были везде: внизу, вверху, слева, справа. Еще до полета я читал Циолковского, как он описывал выход человека в открытый космос. И он совершенно точно и подробно предугадал все эти ощущения".
А еще из самых ярких ощущений - пронзительный звук тишины.
"Я до сих пор слышу, как в этой тишине стучит моё сердце", - не раз вспоминал Алексей Архипович.
У Леонова возникли большие трудности с возвращением на корабль. В космическом вакууме скафандр раздулся, а космонавт перестал из-за этого проходить в люк шлюза. Запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут. Время катастрофически таяло, но космонавт пошел на риск.
"Я принимаю решение сбросить давление, - отмечал Алексей Архипович. - Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть".
Но выбора не было, а действовать надо было очень быстро. Леонов добрался до шлюза, но скафандр все еще был слишком раздут. Тогда Леонов нарушил правило и вместо того, чтобы пытаться протиснуться ногами вперед, как и полагалось, космонавт сделал огромное усилие и попал внутрь, протискиваясь головой.
Кстати, этот момент так же подробно был показан в киноленте "Время первых", премьера которой состоялась весной позапрошлого года. Сам космонавт Леонов был консультантом фильма.
Подробнее об Алексее Леонове читайте в нашем спецпроекте.