Денег нет, но вы ищите: Русские миллиарды растворились под носом у НАТО
"Они растворились". Западные разведчики не могут найти русские деньги, которые они обещали подарить Украине. Но если деньги исчезли в одном месте, они непременно окажутся в другом… Но где? Наши резервы украдены или спрятаны?
Легенда о 300 миллиардах
Любопытнейший материал опубликован на сайте Atlantic Council – это не СМИ, а вполне официальная международная организация, Атлантический совет, действующий при НАТО. Когда-то в этот совет звали и Россию, но с тех пор в Атлантике много воды утекло, а прямо сейчас нас и вовсе отрезает от океана "дружественная" Турция.
Понятно, что Атлантический совет, действующий при альянсе, вообще никаких симпатий к России не питает. Во всём тексте материала мы видим явное стремление найти-таки способ умножить на ноль экономику непокорной державы, в стиле призывов Гарри Каспарова* (включён в список иностранных агентов) – самого, пожалуй, кровожадного из наших экс-соотечественников. Именно поэтому к утверждениям аналитика Чарльза Личфилда стоит отнестись серьёзно.
А он утверждает, что Запад не может заморозить золотовалютные запасы России и средства Фонда национальной безопасности – потому что может найти максимум треть их, да и то с проблемой.
Часто цитируемая цифра в 300 млрд долларов замороженных активов (её подтвердил и глава Минфина Антон Силуанов) получена на основании того, что ЦБ России в последний раз обнародовал состав своих валютных резервов в январе 2022 года. Её брал за основу и Царьград в своих многочисленных сетованиях на недальновидную политику Центробанка – ведь G7 и примкнувшие к ним товарищи, которые нам совсем не товарищи, после 24 февраля первым делом постановили перекрыть Центробанку и Фонду национального благосостояния России доступ к их активам.
Чёрная кошка на чёрном Западе
Но сейчас, почти год спустя, выяснилось, что не всё так просто:
Частные беседы представителей НАТО с властями в Соединённых Штатах и в Европе показывают, что общая сумма известных и идентифицированных активов составляет менее одной трети от суммы в 300 миллиардов долларов. Идёт интенсивная работа, чтобы определить, где находится остальное и какое российское учреждение чем владеет.
При этом, отмечают аналитики, Центробанк России не облегчает им задачу – последний раз регулятор публиковал отчёт о структуре своих резервов в январе и с тех пор его не обновлял. Единственные данные, доступные нашим зарубежным партнёрам, – это общий объём резервов, который существенно снизился с начала спецоперации (с 630 до 540 миллиардов), но это было бы легко объяснить снижением курса доллара относительно рубля – если бы только эти деньги хранились в рублях или зависящих от него активов. То есть, скорее всего, дома.
Толковых рекомендаций Атлантический совет не даёт – лишь рекомендует ещё внимательнее следить за транзакциями тех русских банков, которые не попали под санкции Евросоюза. Поиски чёрной кошки на стремительно смуглеющем Западе продолжаются…
Что с того?
Есть две версии. Первая отчаянно напоминает сюжет "Операции Ы", где директор базы Антон Силуанов легко убеждает "Бывалого" Байдена, "Балбеса" Зеленского и какого-нибудь "Труса" Шольца совершить налёт не на склад, но на кассу, которую охраняет всего лишь одинокая Эльвира Набиуллина. И если бы не "Шурик" Владимир Путин, списать недостачу получилось бы блестяще. Бастрыкин носа не подточил бы.
И вторая, куда более приятная версия. Что финансовые власти России попросту обвели вокруг пальца западных партнёров – морозильных дел мастера потратили целый год на поиск того, что было у них под носом, а потом исчезло. И до сих пор ищут, и до сих пор обещают эти активы наивной Украине. Но для этого надо было постепенно вывести с Запада минимум 200 миллиардов долларов из-под того же носа – или… никогда их не вводить туда, а лишь сбивать с толку потенциального противника. То есть всё было сделано очень дальновидно и продуманно.
Более-менее точно мы знаем, что деньги эти были и в какой-то момент их контролировали государство и неподконтрольный ему Центробанк. Можно предположить, что и сейчас они находятся на каких-либо счетах, но вот подконтрольны ли эти счета прежним владельцам – большой вопрос.
Понятно, что официальных разъяснений Кремля или нашего Белого дома мы сейчас не услышим – чем больше тумана вокруг русских денег, тем лучше. Поэтому давайте по старой русской привычке верить в лучшее – но готовиться к худшему.
*Внесён Минюстом России в реестр физлиц-иноагентов