ФСБ: Защита государства в трёх литерах
Федеральная служба безопасности отмечает сегодня не круглую, но символичную дату: 101 год со дня образования
Прохожу вчера мимо посольства одной западной страны. Смотрю, электрики что-то тянут. Я возьми и пошути: «С праздником, мужики!». А они серьёзно так: «Не-а, праздник завтра отмечать будем…».
Это, разумеется, анекдот. Внешняя разведка в России проходит по другому ведомству – хотя, впрочем, тоже имеет право отмечать сегодня свой профессиональный праздник. Ибо вышло из той же длинной кавалерийской шинели Феликса, что и Федеральная служба безопасности. Да и «электрики» – хотя и имеется в ФСБ департамент контрразведывательных операций – языки обычно держат за зубами.
Чем сегодня занимается Служба внешней разведки России
Тот же Феликс приучил. С самого 20 декабря 1918 года, когда постановлением Совета Народных Комиссаров в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия для борьбы с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).
Впрочем, с того же дня начались и вот уже более чем столетней давности разговоры об этой структуре государственной безопасности. Уж больно многих её деятельность так или иначе затрагивала, причём чаще всего – довольно существенно. До сердца. Или до затылка.
Фото: www.globallookpress.com
Потому разговоры те шелестели чаще всего в полярных направлениях. Рыцари революции – и кровавые палачи. А в итоге вышло так, что для многих сама дата 20 декабря стала открытием – при советской власти история КГБ была фигурой полуумолчания даже со стороны тех, кого Комитет защищал.
Ну, ещё бы! – достаточно посмотреть на количество реформирований-преобразований ВЧК, чтобы задуматься о непростом отношении всех поколений властей предержащих к собственному же инструменту безопасности. Вот только основные:
ЧК от образования до 30-х годов
1922 год - упразднение ВЧК и образование Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР (через год – прямо при СНК). Понятное дело: Гражданскую войну с её террором пережили, но политическая контрразведка остаётся необходимой.
1934 год – ОГПУ входит в Народный комиссариат внутренних дел СССР, где и растворяется. Государственная безопасность становится делом безопасности внутренней – или, скорее, наоборот: внутренняя безопасность соединяется с государственной.
1941 год – из НКВД выделяется Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. В том же году объединяются снова. В 1943 – вновь разъединяются. С тех пор внутренние дела и государственная безопасность стали проходить по разным ведомствам. Лишь на неделю, после смерти Сталина в марте 1953 года, Лаврентий Берия предпринял попытку вновь объединить службы, но правящий ареопаг его поправил сначала мягко, а затем совсем жёстко. Через затылок.
Л. Берия. Фото: www.globallookpress.com
1954 год - после успешного дворцового переворота против Берии новый глава Советского Союза Никита Хрущёв образует Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Можно сказать, началась эпоха стабильности, которую не прервал даже новый дворцовый переворот 1964 года во главе с Леонидом Брежневым.
В эти годы КГБ и стал одновременно и символом успеха советской разведки и контрразведки, и жупелом для иностранных разведок и политиков, а также для советских диссидентов.
Самое секретное управление, или «Подземные короли» президента
От КГБ к ФСБ
На самом деле всё просто. Службы безопасности есть в любом государстве. Без них государство не обходится. Более того, они в любом государстве брутальны. Просто внешние проявления этой брутальности зависят от того, насколько сильна угроза безопасности. Или тому, что под этим понимают власти.
В этом смысле не правы те, кто в чём-то упрекает ЧК–ОГПУ–НКВД–КГБ. Это то же самое, что упрекать топор в том, что он острый. И тем более в том, что нарубил слишком много щепок при ликвидации леса.
Потому что виноват в этом лесоруб. Жестокость ЧК была функцией режима, установленного большевиками и – сопротивления этому режиму. Профессионализм и до сих пор изумляющая даже врагов успешность КГБ – следствием прекращения, наконец, «классовой» борьбы внутри элит СССР и переориентацией чекистов на преимущественную работу против внешнего противника. Есть и символ такого дуализма – Великая Отечественная война, когда и разведка, и контрразведка, и силовые ведомства проявили высочайшую эффективность в деятельности против врага.
Фото: www.globallookpress.com
События 1991 года – когда произошёл новый крах государства и на его месте возникло другое – не мог не отразиться на главной службе безопасности. КГБ затрясло: сперва Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки на его месте, тут же - Агентство Федеральной безопасности РСФСР, далее - Министерство безопасности Российской Федерации, далее - Федеральная служба контрразведки. Наконец, в 1995 году нащупали: Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
ФСО: Гвардия на страже первых лиц и безопасности России
Служба безопасности России
С ФСБ работал тот же принцип, что с ЧК или КГБ: какое государство – такова и служба его безопасности. Не всё получалось, тем более – не всё получалось сразу. Безопасность государства разрывалась сразу по двум главным направлениям. Первое – «дикий» капитализм, порождавший коррупцию, передел собственности, более или менее кровавый, сращивание власти с капиталом и денег – с властью. Второе – закономерное после революции ослабление государства, порождавшее общий рост преступности, сепаратизм и связанный с ним терроризм, буквально ястребиный налёт иностранных разведок и прочих спецслужб на секреты, активы и достояние государства.
И бороться с этим было тяжело настолько, что порой невозможно. Ну что, например, делать с Анатолием Чубайсом, который в роли главы федерального ведомства организовал хищническое разграбление государственной собственности? Или какие оперативные меры принимать к тем, кто запустил на сверхсекретные ядерные объекты американских инспекторов, если на это было распоряжение президента?
Понятно в этих условиях, что ФСБ чуть ли не рада была обычным бандитам и террористам, борьба против которых была хотя бы дозволенным плодом согласия новых государственных элит!
100 лет военной контрразведке. Только с ней Русская армия непобедима, несмотря ни на что
А затем пришёл новый глава страны. Который не мытьём, так катаньем выжимал из элит всё больше согласия по всё большему количеству спорных вопросов. Обогатился с помощью Чубайса, получил в управление часть прежних денег КПСС? Будь добр, вложись в строительство жилья для офицеров. Ах, не хочешь, и государство для тебя не указ? Пожалуйста, открывается персональная вакансия на пошив рукавиц под Читой. Зато твой бывший коллега прямо-таки с наслаждением едет поднимать своими капиталами Чукотку! Хочется суверенитета, да побольше. Сколько Ельцин обещал? Что же, память о делах и о словах Бориса Николаевича священна. Да, берите весь суверенитет, что предусмотрен в рамках федеральных законов и Конституции! Ах, мало? Пожалуйста, для умных – почётная пенсия, для упрямых – случайности с вертолётами, для слишком индоктринированных – штурм Комсомольского…
Фото: www.globallookpress.com
А вслед за восстановлением своих функций государством всё больше своих функций восстанавливала и службы его безопасности. Заодно и очищая свои ряды от тех, кто за время «святых 90-х» слишком увлёкся «контролем над криминалом». И сегодня ФСБ – вновь одна из мощнейших и самых умелых спецслужб не только страны, но и мира. Настоящая система контрразведки и охраны государства, безусловный мировой лидер в борьбе с терроризмом и наиболее опасными видами преступности, обеспечивающий безопасность функционирования государственных органов, охраняющий мир и покой простых граждан.