Сбежавшим чиновникам дадут второй шанс. Через семь лет
Госдума готовится принять поправки в Уголовный кодекс, устанавливающие наказание за публичные призывы против безопасности России. Или, проще говоря, – за высказывания, дискредитирующие действия власти в нынешнем конфликте с Западом, и откровенный саботаж государственной политики. Кто-то считает, что это сделано слишком поздно, когда все, кто хотел высказаться, уже сделали это и благополучно сбежали. Кто-то полагает – наоборот: самое время, дабы предотвратить гораздо худшие сценарии информационной войны.
В ближайшее время, как сообщают источники Царьграда, Госдума примет целый пакет поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, нацеленных на защиту национальных интересов и предотвращение угроз государственной безопасности. В понедельник, 6 июня, прямо с утра законопроект №130406-8 одобрил профильный комитет – по госстроительству и законодательству.
Речь идёт о признании госизменой перехода на сторону противника в ходе специальной военной операции (СВО), уголовной ответственности для наёмников (граждан России), введении наказания за тайные контакты с иностранными спецслужбами, а также международными и зарубежными организациями и разглашение информации о Вооружённых силах (включая сведения об их дислокации и передвижении, если это способно нанести ущерб интересам страны).
Однако есть в этом списке пункт, который обращает на себя отдельное внимание: появление в УК статьи 280.4, устанавливающей ответственность "за публичные призывы к осуществлению деятельности против безопасности РФ либо к воспрепятствованию исполнению органами власти своих полномочий по обеспечению безопасности РФ".
Скриншот из пояснительной записки к законопроекту №130406-8
Источники Царьграда полагают, что тем самым дан чёткий посыл не столько "диванным экспертам", критикующим Путина и СВО в соцсетях, сколько оголтелым представителям "элиты", сбежавшим из России. Среди последних это относится и к тем, кто предварительно прошёлся с оскорблениями по Родине, и к тем, кто просто собрал чемоданы и свалил по-тихому, затаившись в ожидании, чем всё закончится.
Двое из пяти сбежавших вице-премьеров уже облаяли Родину. Остальные пока молчат
Про так называемый бомонд из шоу-бизнеса, прокукарекавший о том, как им "стыдно быть русскими", сказано уже много.
И про комика Максима Галкина, который вылил на Родину ушат грязи и обосновался в Израиле, решив перечислять часть своих заработков на поддержку украинских беженцев, но не вспомнив ни разу про то, как жовто-блакитные нацисты убивали стариков и детей восемь лет в Донбассе и сжигали людей в Одессе.
И про актрису Чулпан Хаматову, назвавшую звание народной артистки бредятиной.
И про певца Андрея Макаревича, который заявил, что настоящая Россия – это и есть Хаматова, Галкин и прочие, а все остальные, кто поддерживает спецоперацию, – "муд...чьё".
И про десятки других, столь же неожиданно "переобувшихся".
Некоторые, осознав, каково живётся на чужбине, где нет и не будет никогда таких сумасшедших гонораров, которые они получали за свои выступления в России, уже мечтают вернуться. Как, например, Алла Пугачёва. Правда, вопрос в том сейчас, нужны ли они нам.
Но это – одно: шоубиз, привычки к эпатажам, когда сначала делают что-то, а потом начинают думать, и всё такое. Нет – не оправдание, а простая констатация факта.
И совсем другое дело – бывшие высокопоставленные чиновники, политики, топ-менеджеры госкомпаний, олигархи, уехавшие за рубеж.
На данный момент, скажем, известно как минимум о пяти бывших вице-премьерах, покинувших Россию. И двое из них уже успели отметиться оценками в адрес СВО и руководства страны: Аркадий Дворкович (экс-помощник главы государства, вице-премьер в правительстве Медведева, президент Международной шахматной ассоциации) и Альфред Кох (вице-премьер в кабмине Черномырдина).
Первый заявил, что его "мысли с жителями Украины", и он "осуждает любое использование военных средств для решения политических конфликтов", и ФИДЕ будет добиваться, чтобы шахматисты (!) России и Белоруссии не могли представлять свои страны в международных турнирах.
Аркадий Дворкович. Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"
Второй – вообще нагло поглумился, заявив, что "Украине выпала честь сломать хребет Путину", и долг его и таких, как он, – помочь ей в этом, да ещё и назвал русских врагами.
Альфред Кох. Фото: Karolis Kavolelis / Shutterstock.com
Остальные трое – молчат. Во всяком случае пока: Илья Клебанов (работал в кабинетах Степашина, Путина, Касьянова, потом был полпредом в СЗФО, затем возглавлял "Совкомфлот"), Александр Хлопонин (зампред правительства при Медведеве, Зубкове, Путине), Анатолий Чубайс (экс-глава администрации президента при Ельцине, вице-премьер у Черномырдина, бывший руководитель Роснано) отъехали по-тихому, без громких заявлений.
Бывший премьер-министр Михаил Касьянов (пост председателя правительства он занимал в 2000–2004 годах, до этого был министром финансов два года), если что, тоже сбежал. И активно раздаёт интервью, где желает поражения стране, кабмин которой он возглавлял четыре года. Жаждет госпереворота и мечтает о победе Украины. Так-то.
Ответят ли те, кто выпустил экс-чиновников из России?
Да – они все "бывшие". Формально – обычные граждане. И прямых запретов на выезд к ним как бы не должно было применяться, если в отношении них не проводилось (на момент "выбытия") следственных действий.
Однако же давайте не забывать, что при всей их "обычности" это люди, имевшие высокий уровень доступа к гостайне и вообще внутренней политической и экономической кухне России.
Где они всплывут, какие вещи озвучат-расскажут и кому – сегодня остаётся только гадать.
Царьград, к слову, уже поднимал эту тему, когда рассказывал о том, что у силовиков возникли вопросы к информации о банковских счетах Чубайса в европейских банках: есть подозрения (да-да, только подозрения!), что денежки, спрятанные там, нажиты хоть и непосильным трудом, но незаконно. А суммы называются гигантские – миллиарды долларов.
Можно не сомневаться, что в случае определённых сценариев подобные претензии появятся и ко всем прочим, не только к упомянутым деятелям. И к экс-замглавы "Аэрофлота" Андрею Панову, призвавшему после бегства "саботировать военные действия", и к бывшему вице-президенту "Газпромбанка" Игорю Волобуеву, который вознамерился убивать русских.
Почему уехали? Потому что тут, в России, они зарабатывают деньги, а там – живут. И сейчас они сделали свой выбор. Другое дело, почему им позволили уехать? – задаётся вопросом известный эксперт в сфере внутрироссийских и международных отношений Сергей Михеев. – Игра в своих и чужих: кого можно отпустить, кого нет. Может, конечно, они кому-то пообещали ничего не говорить. Но отчего поверили, мне непонятно. В своё время Ходорковский, когда уезжал, тоже написал письмо, что не будет заниматься политикой. А как только оказался за границей – сразу поступил наоборот. Поэтому – зачем было выпускать? Наверное, по моему мнению, не следовало этого делать, а надо было заниматься тем, что они натворили здесь.
К слову, в распоряжении Царьграда оказался крайне любопытный документ. Это запрос в ФСБ, Генпрокуратуру, Следственный комитет и правительство России о проведении комплексной проверки, которая в том числе даст ответы на вопросы уважаемых экспертов: на каком, собственно, основании выпустили всех этих господ?
Скриншот поручения о запросе по поводу выехавших из страны экс-чиновников. Предоставлен источником Царьграда
Составили этот запрос в Госдуме, он прошёл регистрацию в канцелярии парламента. Посмотрим, будет ли дан ему ход.
Покусился на безопасность страны – получи семь лет зоны
Источник Царьграда в спецслужбах между тем не сомневается, что одобренный комитетом по госстроительству проект закона (случилось всё очень оперативно: 25 мая документ поступил в Госдуму, спустя два дня – прошёл экспертизу у спикера, потом был рассмотрен в первом чтении комитетом, а 6 июня – в окончательной редакции) – это даже не какой-то намёк, а совершенно недвусмысленный знак всем "отъехавшим".
Вспомните, как принимали в начале марта, спустя всего неделю после начала спецоперации, закон о борьбе с дискредитацией наших Вооружённых сил – о запуске фейков в информпространство. И он моментально заработал. То же самое и сейчас: часть сбежавших, действительно, может делать вбросы, которые потом будут разноситься западными СМИ и отечественными либералами. Так вот, сейчас им абсолютно ясно дали понять – подобное с рук не сойдёт,
– говорит наш собеседник.
Да, многим из них путь в Россию уже закрыт – по всей видимости, окончательно. Но, продолжает источник, не стоит думать, что все сбежавшие, дабы не ассоциироваться с позицией Кремля по денацификации и демилитаризации Украины, сумели забрать с собой из страны все активы. Многое, подчёркивает он, осталось. Очень многое. И все это понимают. В том числе и сами беглецы. Поэтому-то они и не желают трепать языком.
С большой долей вероятности, оформленный в виде поправок к Уголовному кодексу законопроект начнёт действовать сразу после его принятия – по аналогии с упоминавшимся выше законом против дискредитации ВС.
И – да, это вполне совпадает с тем, что говорил про сбежавшую "элиту" Владимир Путин, комментируя желание Запада превратить наше государство в слабую, зависимую страну:
Безусловно, они будут пытаться делать ставку на так называемую пятую колонну, на национал-предателей, на тех, кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живёт там, и "живёт" даже не в географическом смысле этого слова, а по своим мыслям, по своему рабскому сознанию, – отмечал Путин. – ...Многие из таких людей по своей сути ментально находятся именно там, а не здесь, не с нашим народом, не с Россией. Это и есть, по их мнению – по их мнению! – признак принадлежности к высшей касте, к высшей расе. Подобные люди готовы и мать родную продать, только бы им разрешили сидеть в прихожей у этой самой высшей касты.
Так что у тех, кто продолжит из-за границы вести откровенно предательскую линию, выбора практически не остаётся. Либо остаться там навсегда – либо вернуться и пройти "очищение" в колонии. Новый закон, если что, предполагает за публичные призывы против безопасности России до семи лет лишения свободы.