Зараза для русских, недорого: Главная опасность мигрантов скрыта на крупнейшем рынке
В последний месяц лета стали всё чаще появляться сообщения о новых выявленных случаях кори как в Москве, так и в других регионах. С начала 2023 года в России фиксируется вспышка особо опасных заболеваний – уверенный рост показывают ВИЧ, сифилис, гепатиты и корь. И если к началу лета казалось, что рост заболеваемости по некоторым видам удалось остановить, то к концу лета ситуация вновь начала меняться, и в худшую сторону. У нынешней вспышки есть вполне очевидные причины.
Вспышка ещё с начала года
Царьград уже неоднократно анализировал проблему с ростом заболеваемости корью и при помощи компетентных специалистов в сфере здравоохранения констатировал: корь нередко имеет привозное, "мигрантское" происхождение. Вместе с ростом заболеваемости корью с начала года в России вообще по опасным инфекциям ситуация была, как минимум, тревожная.
Так, по сообщению профильного издания "Медвестник", которое сослалось на данные Росстата, сразу с началом 2023 года, в январе, сифилисом заболело на 71% больше человек, чем в январе прошлого года, ВИЧ – на 20%, туберкулёзом – на 10%, гепатитом С – на 42%.
Главным антилидером стала корь. Судите сами: если в январе прошлого года было всего четыре случая, то в этом – уже 161. Рост в 40 раз. Далее корь лишь набирала обороты: в апреле скачок оказался вообще небывалым (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) – в 200 раз.
В мае сервис "Справочник врача" провёл масштабный опрос работников здравоохранения. Его результаты красноречивы: каждый четвёртый опрошенный врач (то есть 25% от общего числа) заявил, что корь в России может стать новой угрозой, подобной пандемии COVID-19. И ещё больше трети опрошенных врачей уверенно назвали причиной роста заболеваемости корью "неконтролируемые миграционные потоки из стран ближнего зарубежья". Этот вариант ответа вообще оказался самым популярным среди медицинских работников, он набрал больше всего голосов. И на наш взгляд, это говорит о многом.
Нелегальные мигранты - одна из основных причин роста заболеваемости корью. Фото: Царьград
Заболеваемость корью с начала года была зафиксирована в 44 регионах страны. При этом в Роспотребнадзоре тогда не называли точное число человек, заболевших с начала года. Но на основании заявлений региональных чиновников, заболевших только с января по апрель может быть более 750 человек, тогда как в прошлом году к апрелю таковых насчитывалось лишь 114.
В конце апреля глава Роспотребнадзора Анна Попова всё-таки назвала число заболевших корью в России – тысяча человек, которые контактировали при этом ещё с 300 тыс. И вот тогда, по её словам, заболеваемость корью находилась на пике и уже отмечалось "определённое снижение".
Кстати, Попова также ранее подтверждала, что одна из весомых причин роста заболеваемости корью – трудовые мигранты. Она добавляла, что прививать от кори мигрантов – обязанность их работодателей. И хотя глава Роспотребнадзора не делала выводов относительно того, насколько они выполняют эту задачу, полагаем, ответ очевиден – явно не до конца.
Что же касается опасности кори, то врачи считают её одним из лидеров по заразности и тяжелым последствиям. Основной способ передачи – воздушно-капельный. Заразность – 90-100%, то есть больной практически точно заразит здорового человека без иммунитета к этому заболеванию.
Инкубационный период – 10-12 дней, и пока у больного не проявились симптомы, он может посещать общественные места и заражать других. Тем опаснее, что корь передаётся и контактным способом – через руки или прикосновения к предметам, на которых есть вирус.
Среди последствий заболевания встречаются тяжёлые – вплоть до отёка мозга, слепоты и летального исхода.
Вторая волна уже начинается?
Если летом (не будем подвергать сомнению реляции Роспотребнадзора) был определённый спад заболеваемости, то очевидно, что чем ближе осень, тем сложнее ситуация. Так, 9 августа корь была выявлена у трёх сотрудников рынка "Садовод" в Москве. Учитывая заразность этого заболевания, на рынке могла начаться повальная эпидемия и, чтобы этого не допустить, срочно были привиты 680 сотрудников (интересно, что мешало сделать это раньше?).
10 августа сообщалось о новых случаях в Саратовской области, где, по заявлению замминистра здравоохранения области Дениса Грайфера, заболели уже 70 человек. При этом участились случаи регистрации кори у привитых детей. 9 августа появились сообщения о пяти случаях кори в Забайкальском крае. В тот же день в Пермском крае зафиксировали четвертый случай заболевания корью. На этот раз заболевшим оказался восьмилетний мальчик. В тот же день власти Челябинской области заявили, что число выявленных случаев на Южном Урале достигло 74.
Этот список можно продолжать и продолжать. И главный вопрос: не слишком ли это много всего для двух дней? Такое ощущение, что корь одновременно проснулась по всей России и буквально ставит на уши медицинские службы регионов, вынуждая начинать экстренную вакцинацию населения.
Ну и, наконец, нельзя не сказать и ещё об одном показательном случае кори: если верить ряду телеграм-каналов, в московском элитном ЖК "Символ", который изобилует иностранной рабочей силой, был зафиксирован один случай кори, из-за чего администрация комплекса даже развесила по подъездам объявления, предупреждающие о заболевании и призывающие идти прививаться.
"Садовод" – мощный анклав мигрантов
Тот факт, что в сообщениях о росте заболеваемости корью почти постоянно фигурирует рынок "Садовод", не вызывает удивления. На рынке работают 9,6 тыс. торговых павильонов, основным персоналом которых являются мигранты. Общая площадь рынка – свыше 40 га.
Фото: скриншот страницы сайта sadovodtk.ru
Вообще "Садовод" превращается в одну из хронических проблем столицы. Достаточно только вспомнить, что именно благодаря этому рынку в подмосковном городе Котельники, к которому фактически примыкает рынок, вот уже несколько лет фиксируется настоящее нашествие мигрантов. Недавно Царьград рассказывал, как местные жители обратились к Владимиру Путину с просьбой навести порядок с мигрантским анклавом в их городе. Они жаловались не только на так называемые места компактного проживания гастарбайтеров, но и на присутствие нелегального молельного дома, у которого мигранты собираются тысячами. Они устраивают драки, мусорят, были сообщения о приставаниях к женщинам и так далее.
После жалобы в городе начались полицейские рейды, и ситуацию удалось взять под контроль (относительный, впрочем). Однако затем мигранты записали уже своё собственное (по мнению экспертов – хамское) обращение к президенту, в котором давили на межконфессиональную терпимость и требовали прекратить проверки. И это при том, что после каждого рейда полиция вывозила из Котельников нелегальных мигрантов просто пачками.
В ответ на это обращение последовало новое обращение к Путину со стороны местных жителей. Они благодарили силовиков, наводящих порядок в городе, заявляли о том, что виной всему – рынок "Садовод", расположенный по соседству, а также указали на случаи убийств и вообще роста мигрантского криминала.
Так или иначе, мы понимаем, что не будь рядом с Котельниками мощного анклава мигрантов в виде "Садовода", вряд ли город был бы так оккупирован гастарбайтерами, да ещё и нелегалами.
Владеют рынком два крупных предпринимателя, также имеющих нерусское происхождение – Год Нисанов и Зарах Илиев. Ещё один мощный актив этих азербайджанцев – оптовый центр "Фуд Сити" на юго-западе. Тот самый, персонал которого сразу после начала СВО и не скрывал, что "это не наша война", и что Россию они не поддерживают (съёмочная группа Царьграда тогда посетила рынок и убедилась в этом лично).
То ли дело – конфликт в Нагорном Карабахе, когда торговцы массово отмечали малейший успех армии Азербайджана плясками на Красной площади и массовыми "дрифтами" на тонированных Lada без рессор и с "водопроводными трубами" вместо глушителей. То есть "Фуд Сити" вообще и Россия в частности – это место, где они зарабатывают, скорее насаждая тут свои порядки, нежели проявляя какое-то уважение как к государству, давшему им такую возможность (примеры с поддержкой СВО), так и к местным жителям (хотя бы на примере Котельников).
Будучи наследником печально известного "Черкизона", "Садовод" в нынешней непростой для страны ситуации имеет впечатляющие финансовые показатели. Выручка в 2022 году подскочила на 36% и достигла 2,5 млрд рублей, причём в последние два года она стабильно прирастает на 30-40%.
Фото: скриншот страницы сайта checko.ru
Капиталы же самих Года Нисанова и Зараха Илиева Forbes оценивает в одну и ту же сумму – по 2,9 млрд долларов, располагая их в рейтинге миллиардеров в 2023 году сразу друг за другом, на 43-м и 44-м местах.
И вот что интересно. Казалось бы, имея такой внушительный капитал и такую выручку самого рынка, можно организовать широчайшую прививочную кампанию среди персонала, чтобы исключить какие-либо случаи кори в принципе. Но этого либо не делается, либо же предпринимаемые меры недостаточны. Учитывая тот факт, что в год на "Садоводе" отовариваются 91,2 млн человек (на минуточку, по численности это равно более чем половине населения страны), то корь родом с "Садовода" может вызвать тяжелейшие последствия для столичного региона.
И тут мы уже не будем приводить обширные данные по росту мигрантской преступности – об этом достаточно ясно в последнее время несколько раз высказывались МВД и Следственный комитет.
В Котельниках формируется анклав. Поскольку местное население начинает оттуда уезжать, людям там некомфортно. Это и рост преступности среди мигрантов, причём из числа тяжких и особо тяжких преступлений, о чём открыто говорит и глава Следственного комитета. Это грабежи, изнасилования, педофилия, массовые драки с погибшими, избиение местного населения,
– говорил Царьграду глава Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Роман Силантьев.
Также мы не будем говорить и о росте рисков экстремизма и терроризма – это же очевидно. Среди мусульман как в целом по России, так и в анклавах в столичном регионе есть последователи радикальных имамов, сторонники "Исламского государства"* и так далее. В Котельниках близ "Садовода" – как раз одна из таких.
Это община Равиля Гайнутдина, у которого десятки общин были рассадниками террористов. Самый яркий пример – община, которая была у Даниловского рынка в Москве. В ней собирались террористы, подорвавшие "Невский экспресс" в 2009 году. Если бы тогда туда пришёл ОМОН, возможно, этого теракта бы не случилось,
– сказал Силантьев применительно к "общине" мигрантов близ "Садовода".
Не только рынки, но и "элитные" стройки
Также следует вспомнить и недавний случай кори в ЖК "Символ" застройщика "Донстрой". Несмотря на то, что речь идёт всего об одном случае, говорит это о многом. Администрация ЖК уже развесила по подъездам предупреждения о выявленном случае и его опасности.
Ведь вирус кори невероятно летучий – он может проникать в другие помещения через шахты лифта или вентиляционные шахты. Именно поэтому, например, врачи устроили поквартирный обход в огромном ЖК "Гулливер" в Перми, где недавно также выявили инфицированного.
Московский ЖК "Символ" – это то, что сами его создатели называют "квартал бизнес-класса". В рекламе на сайте много красивых картинок, что жизнь в данном районе близ Лефортова – это престижное существование в "новой бионической архитектуре" с "атмосферой Патриарших", всеми удобствами в виде удалённости в 2 км от Садового кольца, школами, детскими садами и так далее.
Застройщик – "Донстрой", который был куплен ещё в 2009 году банком ВТБ Андрея Костина за символические 500 рублей (в счёт погашения долгов застройщика перед банком). Директор "Донстроя" Алёна Дерябина, кстати, никогда и не отрицала, что на "элитных" стройках работает большое число низкоквалифицированных мигрантов. Этот факт у неё в очередной раз "вызвал настороженность" совсем недавно.
Что вызывает настороженность – что мы привозим современные материалы, и если мы передаём их в низкоквалифицированные рабочие руки, то у нас увеличивается процент брака. И это невзирая на то, что за последние полтора-два года стоимость рабочей силы выросла на 30%,
– рассказала Дерябина на совещании у Владимира Путина 8 августа, всего за день до выявления случая кори в ЖК "Символ".
И опять же – банк ВТБ, владеющий контрольным пакетом "Донстроя", запросто мог бы навести порядок на "элитных стройках". Можно было бы даже порадовать госпожу Дерябину наймом не трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, а кадров с квалификацией повыше (да, их было бы меньше и стоили бы они дороже, но всё же). Но имеем то, что имеем – элитные стройки, на которых трудятся необученные по стандартам профтехобразования выходцы из Таджикистана, Узбекистана и других республик, люди, за которыми непросто уследить в смысле их инфекционной безопасности.
Практически любой гастарбайтер может стать инфекционной "бомбой" для региона. Фото: Царьград
Что нас ждёт?
По словам иммунолога, кандидата медицинских наук Николая Крючкова, корь не имеет каких-то ярко выраженных волн. Речь идёт об обострении эпидпроцесса, которое происходит не сиюминутно. И с корью плохая ситуация началась не зимой 2023 года, а гораздо раньше – ещё до пандемии COVID-19.
В 2018 году произошло обострение – год был плохой. 2019-й год был ещё хуже по кори. Потом за счёт антиковидных мер в 2020 году произошло резкое падение, в 2021-м – минимальные цифры, а вот с осени 2022 года начался явный рост. Мы ещё не приблизились, но приближаемся к рекордным цифрам 2019 года. Мой прогноз был такой, что в этом году мы будем близки к 2019-му – порядка 4 тысяч заболевших,
– отметил он.
Крючков подчеркнул, что за последние годы заметно просела вакцинация от кори, тогда как уровень коллективного иммунитета необходим в районе 95%. Ведь базовое репродуктивное число этого заболевания равно 18, то есть один больной может заразить до 18 здоровых людей, обратил внимание эксперт. И если не довести уровень коллективного иммунитета до нужных значений, то всё время будет идти работа уже на уровне возникших проблем, уверен он.
Что касается вопросов с завозом кори трудовыми мигрантами, то если говорить о тех из них, кто работает и проживает официально, то там, по словам иммунолога, не допускают непривитых. Совсем другой вопрос – нелегальные мигранты, которых невозможно проверить.
Действительно, в ряде стран бывшего СССР с вакцинацией тоже не задалось. Не то, чтобы её совсем нет, она есть. Но нужны очень высокие уровни коллективного иммунитета и охвата вакцинацией, а они всё равно не соблюдаются. Приезжие люди не только работают, но и живут вместе. При этом не в самых комфортных условиях, в замкнутых помещениях, по много человек. А если мигранты нелегальные, об иммунном статусе по кори которых нет данных, то тут вопрос противодействия нелегальной миграции вообще, как это везде делается. Но главное – это вакцинация населения, это базовая необходимость,
– отметил Крючков.
Что с того?
Таким образом, в вопросе распространения кори есть два больших фактора. Непосредственно заражения как источника, и иммунитета, который этому противостоит. По мнению Крючкова, важно перестать "тушить пожары", когда они вспыхивают, важно создать условия, при которых "пожары" не будут возникать.
И конечно, тут должна быть ответственность работодателей за прививочные кампании для мигрантов – даже безотносительного того, что они мигранты, такая скученность, в которой проживают эти люди, ни к чему хорошему не приводит.
И если в Котельниках регулярно выявляют нелегалов толпами, то это уже перводит вопрос из сугубо медицинского в плоскость противодействия появлению таких людей в стране. Ведь если официально для государственной системы их "не существует", то и привить их невозможно, как и вылечить. Пусть даже такой человек сам будет жертвой заражения, он все равно станет затем источником инфекции.
Корь даёт тяжелейшие последствия, нередко делает переболевших инвалидами, а в худшем случае болезнь можно и не пережить. Поэтому надо понимать, что корь, откуда бы она не взялась, затем может легко перекинуться на посетителей рынка "Садовод", в студенческие общежития, школы, на предприятия. Крючков, кстати, отметил, что если есть сообщение об одном заболевшем где-либо, то "знайте, там таких уже не один и не два". Это к слову о том, что происходит в ЖК "Символ".
Именно поэтому меры нужны комплексные – это и противодействие нелегальной миграции, и вакцинация в среде гастарбайтеров, которой почему-то пренебрегают. Так как последствия не заставят себя долго ждать.